ФОРМАТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО РАДИО КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ РАДИОЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ РАДИО «ЕВРОПА ПЛЮС»)

Авторы

  • А.В. Ельникова Юго-западный государственный университет
  • Е.А. Беспалова Юго-западный государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-90-99

Ключевые слова:

речевая коммуникация, организация эфира, радиожурналистика, развлекательный формат радио

Аннотация

Радикальные преобразования, предопределившие изменения типа и концепции отечественного радиовещания, перестроившие содержание вещания и отношения с аудиторией, отразились и на жанровой структуре современного радио – востребован непринужденный стиль ведения программ, выбор которого может быть обусловлен форматом радиостанции. При этом профессиональная компетентность специалистов, вступающих в диалог с массовым слушателем и во многом формирующих речевую культуру своих многочисленных собеседников, зачастую является сомнительной. Названная область является достаточно новой для изучения, требует отдельного рассмотрения. В связи с этим авторами проведен анализ влияния формата развлекательного радио на коммуникативные качества радиожурналиста и используемые им приемы организации эфира. На основе наблюдения за эфирами утреннего шоу «Бригады У» радио «Европа Плюс», обобщения и интерпретации полученных данных проанализированы специфика речевой культуры ведущего развлекательной радиостанции. Показано, что рамки речевой компетентности ведущего определяет задача производства развлекательного медиатекста. Описаны коммуникативные роли-функции ведущих; типичные коммуникативные стратегии и тактики, используемые в эфире. Рассмотрены проявления речевой культуры ведущих развлекательного шоу на радио, выявлены ее слабые и сильные стороны. В результате выявлены содержательные, структурные и языковые особенности построения коммуникации на развлекательном радио.

Биографии авторов

А.В. Ельникова, Юго-западный государственный университет

студент направления подготовки 42.03.02 Журналистика, факультет линг-вистики и межкультурной коммуникации Юго-Западного государственного университета, г. Курск, Россия

Е.А. Беспалова, Юго-западный государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и приклад-ной лингвистики Юго-западного государственного университета, г. Курск, Россия

Библиографические ссылки

Болотова Л.Д. 2000. Радиожурналистика. М., Издательство Московского университета, 480 с.

Босый П.Н. 2006. Современная радиоречь в аспекте успешности / неуспешности речевого взаимодействия. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 23 с.

Беспалова Е.А., Ельникова А.В. 2019. Условия успешной речевой коммуникации радиожурналиста (на примере ведущего общественно-политической радиостанции). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 38 (2): 191–201. DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-2-191-201

Беспалова Е.А., Карцева О.В. 2016. Влияние фактора профессиональной специализации радиожурналиста на его коммуникативную культуру. В кн.: Новый взгляд на проблемы современного языкознания. Материалы VII Международной научной конференции школьников, студентов и аспирантов. Под ред. Н.А. Боженкова. Курск, Юго-Западный государственный университет: 24–29.

Васильев А.Д. 2003. Слово в российском телеэфире. М., Флинта, Наука, 224 с.

Винокур Т.Г. 1993. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., Наука, 172 с.

Дементьев В.В. 1999. Фатические речевые жанры. Вопросы языкознания, 1: 37–55.

Егошкина В.А. 2014. Прагмастилистическая специфика развлекательного радийного дискурса. Коммуникативные исследования, 2: 181–188.

Зубко Д.В. 2019. Радиопублицистика России: проблемно-тематические и структурно-функциональные характеристики (2000–2018). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук, Москва, 34 с.

Коньков В.И. 2016. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа. Мир русского слова, 3: 58–63.

Куранова Т.П. 2010. Языковая игра в речи ведущих радиопрограмм. Ярославский педагогический вестник, 1: 213–217.

Лаптева О.А. 2007. Живая русская речь с телеэкрана. М., Издательство ЛКИ, 517 с.

Нестерова Н.Г. 2011. Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего. Вестник Томского государственного университета, 353: 30–33.

Рабенко Т.Г. 2014. Фатика и средства ее реализации в радиоэфире. Вестник Томского государственного университета, 3 (29): 50–59.

Сомова Е. Г. 2002. Языковая метафора в радиоречи. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук, Краснодар. 20 с.

Степыкин Н.И. 2010. Small talk как стереотип вербального поведения. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языковое существование человека и этноса, 5 (584): 207–217.

Степыкин Н.И. 2014. Small talk: рекомендуемые и конвенционально запрещенные темы (на материале английского языка). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика, 4: 25–29.

Стернин И.А. 1996. Светское общение. Воронеж, Рико, 18 с.

Фащанова С.В. 2012. Языковая игра в радиодискурсе: коммуникативно-прагматический аспект. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 24 с.

Чернышов А.В. 2013. Медиамузыка: основы теории, практика и история. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. Москва, 42 с.

Чичерина Н.В. 2007. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности. Известия российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 47 (9): 159–166.

Język w mediach. 2012. Katowice, Wyd-wo Uniwersytetu Śląskiego, 312 p. (in Polish).


Просмотров аннотации: 99

Опубликован

2020-07-22

Как цитировать

Ельникова, А., & Беспалова, Е. (2020). ФОРМАТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО РАДИО КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ РАДИОЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ РАДИО «ЕВРОПА ПЛЮС»). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(1), 90-99. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-90-99

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОЗНАНИЕ