Состояние исторической памяти молодежи и опыт ее формирования силами некоммерческих организаций

Авторы

  • Елена Александровна Орлова Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-277-288

Ключевые слова:

некоммерческая организация, патриотическое воспитание, искусство, культура, историческая память, духовные ценности, Великая Отечественная война

Аннотация

В ходе реализации культурно-просветительских проектов сотрудники некоммерческой организации (НКО) «Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА» отметили снижение информированности молодежи об истории России и нарушения формирования структуры исторической памяти. Анализ исследований за последние пять лет показал, что интерес ученых к изучению процессов формирования исторической памяти молодежи исчез, при этом проблема ее формирования стоит сегодня остро как никогда. В связи с этим возникла необходимость изучения состояния исторической памяти молодежи столицы с целью поиска наиболее эффективных методов и каналов ее формирования. В работе представлен анализ некоторых результатов исследования общественного мнения, посвященного изучению элементов исторической памяти, источников получения информации о Великой Отечественной войне. Рассмотрен опыт внедрения комплексного культурно-образовательного проекта силами некоммерческой организации, направленного на возрождение и активизацию патриотического воспитания молодежи, формирование и укрепление исторической памяти и культурных ценностей. Выявлены наиболее оптимальные каналы воздействия и формирования исторической памяти молодежи (мероприятия, включающие визуализацию истории через живописные полотна, встречи с художниками, поэтами, ветеранами и военнослужащими). Результаты исследования, а также опыт реализации проектов НКО «Ассоциация «НИКА» могут стать основой для формирования программ патриотического воспитания в работе НКО, в школах и вузах.

Биография автора

Елена Александровна Орлова , Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА»

кандидат психологических наук, доцент кафедры коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью ИЖКМ МПГУ, доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, вице-президент Национальной ассоциации деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА», Одинцово, Россия

Библиографические ссылки

Артамонов Д.С. 2021. Конструирование образа жертвы в исторической памяти: этический аспект. В кн.: Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2021. Этика как наука и профессия. Материалы XIII международной конференции, 18–20 ноября 2021, Санкт-Петербург. Под ред. В.Ю. Перова. Санкт-Петербург, Изд. ООО "Сборка": 299–300.

Бойков В.Э., 2001. Историческая память в современном российском обществе: состояние и проблемы формирования. Социология власти, 5: 44–52.

Волянский Н.П. 2020. Культурная память и историческая память: критический анализ. В кн.: Актуальные эколого-политологические аспекты современности. Сборник научных трудов. II научно-практическая конференция (в рамках XXVIII Моисеевских чтений: «Н.Н. Моисеев о России в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения»), 3 марта 2020, Донецк. Составители К.Н. Маренич, Н.П. Рагозин. Донецк, ГОУВПО «ДОННТУ»: 26–28.

Гатиятов Д.М. 2019. Военно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитания и социализации кадет. В кн.: Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. Сборник научных статей. Международная научно-практическая конференция, 28-29 ноября 2019, Санкт-Петербург. Под ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашиной. Санкт-Петербург, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: 139–142.

Гринев А.В. 2022. История и историческая память как жертвы политкорректности (по материалам интернет-портала ИНОсми). КЛИО, 4 (184): 44-56. DOI: 10.51676/2070-9773_2022_04_44.

Игнатченко П.Д., Орлова Е.А. 2020. Разработка PR-стратегии общественной организации. В кн.: Современное медиапространство и информационная деятельность МЧС России. Сборник трудов. ХХХI международная научно-практическая конференция «Предотвращение. Спасение. Помощь» (секция № 23), 17 марта 2021, Химки. Под ред. А.В. Сасим, Е.М. Соловцовой. Химки, ФГБВОУ ВОАГЗ МЧС РФ: 74–79.

Историческая память и российская идентичность. 2018. Под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М., РАН, 508 с.

Касьянов В.В., Чупрынников С.А. 2020. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 4 (269): 54–61.

Кострина А.В. 2018. Историческая память и политика исторической памяти: к вопросу о соотношении понятий. В кн.: 100-летие Великой русской революции. Проблемы и перспективы изучения. Сборник материалов всероссийских мероприятия: научно-практической конференции с международным участием, 15 ноября 2017, Казань,

и студенческой конференции, 25 мая 2018, Казань. Под ред. И.А. Гатауллиной, О.М. Гильмутдиновой, Д.В. Шмелева. Казань, Изд-во КНИТУ-КАИ: 113–115.

Леопа А.И. 2011. Историческое сознание в условиях социокультурного кризиса. Красноярск, Сибирский федеральный университет, 134 с.

Лютов С.Н. 2017. Книжная культура и историческая память: трансформации в условиях глобальной информатизации. Труды ГПНТБ СО РАН (Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук), 12-2: 19–24.

Полежаев Д.В. 2019. Воспитание патриотизма – общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания. Учебный год, 2(55): 14–19.

Резник И.И. 2020. Важность исторической памяти. Национальные приоритеты России, 1(36): 38–41.

Столбова Е.А., Цилицкий В.С. 2021. Использование цифровых технологий в реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в системе основного

и дополнительного воспитания. В кн.: Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 3 марта 2021, Павлово. Павлово, Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского": 205–208.

Тюкина Л.А. 2020. Память и историческая память: соотношение понятий. Верхневолжский филологический вестник, 1(20): 181–187. DOI: 10.20323/2499-9679-2020-1-20-181-187.

Чавыкина У. Г., Комлева А. А. 2019. Проблема гражданского и патриотического воспитания в центрах патриотического воспитания молодежи. В кн.: Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 19 ноября 2019, Азов. Чебоксары, Изд. дом «Среда»: 210–213.

Barash J.A. 2020. Collective Memory and the Historical Past. Chicago, Publ. University of Chicago Press, 280 p.

Bischof G., Pelinka A. 2017. Austrian Historical Memory and National Identity. Taylor & Francis. 408 p.

Koulouri C. 2022. Historical Memory in Greece, 1821-1930. Performing the Past in the Present. New York, Publ. Taylor & Francis Group, 456 р.

Mageo М. 2001. Cultural Memory. Reconfiguring History and Identity in the Postcolonial Pacific. Hawai'I, Publ. University of Hawai'i Press, 222 p.

Rotberg M. Multidirectoral memory: Remembering the Holocaust in the Age of Decolonisation. Stanford: Stanford Univ. Press, 2009. 380 p.

Schultze-Kraft M. 2022. Education for Sustaining Peace Through Historical Memory. Springer International Publishing, 127 р.


Просмотров аннотации: 32

Поделиться

Опубликован

2022-07-06

Как цитировать

Орлова , Е. А. (2022). Состояние исторической памяти молодежи и опыт ее формирования силами некоммерческих организаций. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(2), 277-288. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-277-288

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА