Интернет-мем и юмор

Авторы

  • Светлана Валериевна Канашина Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-317–328

Ключевые слова:

интернет-мем, интернет-коммуникация, юмор, детабуизация, карнавализация, фольклор, ирония, пародия

Аннотация

Для понимания природы постмодернизма и современной культуры в целом важно изучение юмористических жанров интернет-коммуникации, являющихся воплощением постмодернистского юмора. Поскольку данная тема остается малоизученной, автором поставлена цель – пранализировать природу юмора в интернет-мемах в контексте современной интернет-коммуникации, выявить и описать его особенности. В качестве материала были использованы 500 интернет-мемов из англоязычных интернет-ресурсов. В результате были выявлены формы юмора, детабуизация, фольклорный характер и карнавализация. Многообразие форм юмора воплощается в бытовании в мемах разнообразных юмористических проявлений, среди которых сатира, ирония, сарказм и пародия, и обусловлено дискурсивными свойствами данных единиц, а именно: юмористической направленностью, игровым характером и гротескностью. Детабуизация реализуется в активном использовании слов-табу и тем-табу, в нарушении коммуникативных табу для создания юмористической тональности. Фольклорный характер юмора в интернет-мемах прослеживается в анонимности, креативности и опоре на коллективное мировоззрение. Благодаря фольклорному началу, юмор в интернет-мемах выражается в оригинальной устно-письменной форме с такими особенностями, как коллоквиализация, отклонение от языковой нормы, эллипсис и т.д. Карнавализация обеспечивает особый, фамильярный, шутовской, бросающий вызов официальности юмор в мемах. Таким образом, выявленные характеристики свидетельствуют об оригинальной и многогранной природе юмора, которая отражает, с одной стороны, специфику интернет-коммуникации и, с другой стороны, жанровые свойства интернет-мема.

Биография автора

Светлана Валериевна Канашина , Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3, Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Александрова Е.М. 2017. Креолизованный мем как новая форма бытования языковых анекдотов. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8-2 (74): 65–69.

Баслина Е.Ю., Ухова Л.В. 2014. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора. Ярославский педагогический вестник, 1 (1): 135–140.

Бахтин М.М. 1990. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худож. лит., 544 с.

Бокарев Т.А., Гагин А.В. 2007. Антология русского рунета. Под ред. А.В. Гагина. М., ООО «Рекком», 204 с.

Дзялошинский И.М. 2019. Медиакарнавал в эпоху глобализации. Меди@льманах, 3 (92): 18–28. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.1828.

Дубовский В.А. 2016. Трансформация феномена карнавализации в условиях информационного общества: интернет-карнавал. Социальные трансформации, 26: 48–51.

Дубских А.И. 2019. Интернет-пространство как сфера реализации отрицательной самопрезентации юмористическими средствами. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2 (199): 14–20. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-14-20.

Дукин Р.А. 2014. Репрезентации карнавальных процессов в социальных медиа. Огарёв-Online, 24(38): Социологические науки: 5. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/reprezentacii-karnavalnykh-processov-v-socialnykh-media (дата обращения: 01.02.2020).

Кулаженко А.А., Бычкова М.Н. 2017. Интернет-мем в межличностной офлайн-коммуникации. Коммуникативные исследования, 3 (13): 96–105. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105.

Куницына О.М. 2010. Детабуизация как стратегия оформления рекламного текста. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 593: 107–116.

Лутовинова О.В. 2008. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 71: 58–65.

Никитина О.А., Гудкова О.А., Зандер Ф. 2018. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса. Язык и культура, 43: 74–87. DOI: 10.17223/19996195/43/5.

Садиева К.М. 2018. Характерные особенности русского постмодернизма. Мир науки, культуры, образования, 1(68): 419–420.

Фефелова Г.Г. 2016. Языковые средства выражения комического в юмористическом дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 9-2 (63): 170–173.

Щурина Ю.В. 2010. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Серия: Филология. История, 57: 82–86.

Górka M. 2014. The meme as an example of carnivalized internet communication. Kwartalnik Naukowy OAP UW" e-Politikon", 9: 215–242.

Pye G. 2006. Comedy theory and the postmodern. Humor – International Journal of Humor Research, 19(1): 53–70. DOI: 10.1515/HUMOR.2006.003.

Shifman L. 2013. Memes in a digital world: Reconciling with a conceptual troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362–377. DOI: 10.1111/jcc4.12013.

Wang J., Wang H. 2015. From a marketplace to a cultural space: Online meme as an operational unit of cultural transmission. Journal of Technical Writing and Communication, 45(3): 261–274. DOI: 10.1177/0047281615578847.

Wiggins B.E., Bowers G.B. 2015. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New media & society, 17 (11): 1886–1906. DOI:10.1177/1461444814535194.


Просмотров аннотации: 18

Поделиться

Опубликован

2022-07-06

Как цитировать

Канашина , С. В. (2022). Интернет-мем и юмор. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(2), 317–328. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-317–328

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)