Проблема исследования памяти в лингвистике: междисциплинарный подход

Авторы

  • Вишнякова Ольга Дмитриевна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Андрей Александрович Липгарт Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Наталья Олеговна Мартюшова Высшая школа экономики

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-700-706

Ключевые слова:

память, лингвистика, исследования памяти, междисциплинарный подход

Аннотация

 Описано становление memory studies как области знаний, изучающей коллективные представления о прошлом, а также современный этап ее развития. Представлен обзор различных направлений в рамках лингвистики, изучающих феномен «память», рассмотрена возможность применения методов когнитивной лингвистики и дискурсивного анализа в изучении коллективных представлений о прошлом. Лингвистический подход к данной проблематике фокусируется на способности человека с помощью языка формировать и передавать знания о прошлом последующим поколениям, а также на характере взаимосвязей мыслительных   образов прошлого с особенностями их вербальной репрезентации на разных этапах развития общества и языка.

Биографии авторов

Вишнякова Ольга Дмитриевна, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языкознания филологического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

 

Наталья Олеговна Мартюшова , Высшая школа экономики

аспирант Школы по филологическим наукам, преподаватель, Высшая школа экономики,
г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Ассман Я. 2004. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Перевод с немецкого. М.М. Сокольской. М., Языки славянской культуры, 368 с. (Assman J. 1992. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. Beck, München, 344 s.)

Вишнякова О.Д. 2015. Языковой знак в референциальном поле культурной памяти социума. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 4: 50–66.

Дмитровская М.А. 1991. Философия памяти. В кн.: Логический анализ языка. Культурные концепты. Под ред. Н.Д. Арутюновой. М., Наука: 78–85.

Когнитивная психология. 2002. Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., ПЕР СЭ, 480 с.

Нора П. 2005. Всемирное торжество памяти. Перевод с французского. В кн.: Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. Под ред. М. Габовича. М., Новое литературное обозрение: 391–402. (Nora P. 2002. L'avènement mondial de la mémoire, Transit, 22 p.)

Прохорова О.Н., Чекулай И.В., Багана Ж., Куприева И.А., Сапронова Е.А. 2012. Отражение процесса познания в языке: в поисках концептуальных оснований. Научные ведомости Белогродского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(143)-16: 104–110.

Confino A. 1997. Collective memory and cultural history: Problems of method. American Historical Review, 102(5): 1386–1403. DOI: 10.2307/2171069

Echterhoff G. 2008. Language and Memory: Social and Cognitive Processes. In: Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook. Eds. A. Erll, A. Nünning. Berlin, N.Y., De Gruyter: 263–274.

Hart C. 2014. Construal operations in online press reports of political protests. In: Contemporary critical discourse studies. Eds. С. Hart, P. Cap. London, N.Y., Bloomsbury: 167–188.

Kansteiner W. 2002. Finding meaning in memory: A methodological critique of collective memory studies. History and theory, 41(2): 179–197. DOI: 10.1111/0018-2656.00198

Linde Ch. 1993. Life Stories: The Creation of Coherence. Oxford, N.Y., Ox¬ford University Press, 256 p.

Nelson K. 2003. Self and social functions: Individual autobiographical memory and collective narrative. Memory, 11(2), 125–136. DOI: 10.1080/741938203

Nilsson L.-G. 2000. Remembering Actions and Words. In: The Oxford Handbook of Memory. Eds. E. Tulving, F.I.M. Craik. Oxford, Oxford University Press: 137–148.

Olick J. K. 2009. Between chaos and diversity: Is social memory studies a field? International journal of politics, culture and society, 22(2): 249–252. DOI: 10.1007/s10767-009-9059-7

Reisigl M. 2009. Spoken Silence – Bridging Breaks. The Discursive Construction of Historical Continuities and Turning Points in Austrian Commemorative Speeches by Rhetorical Tropes. In: Justice and Memory. Confronting traumatic pasts. An international comparison. Eds. R. Vodak, G. Auer Boreo. Vienna, Passagen Verlag: 213–240.

Schooler J.W., Fiore S.M., Brandimonte M. A. 1997. At a loss from words: Verbal overshadowing of perceptual memories. In: The psychology of learning and motivation. Vol. 37. Ed. D.L. Medin. London, Academic Press: 291–340.

Semin G.R., Fiedler K. 1992. The inferential properties of interpersonal verbs. In: Language, interaction and social cognition. Eds. G.R. Semin, K. Fiedler. London, Sage Publications: 58–78.

Zelizer B. 1995. Reading the past against the grain: The shape of memory studies. Ed. L. Steiner. Critical Studies in Mass Communication. Vol. 12, 2: 213–239. DOI: 10.1080/15295039509366932


Просмотров аннотации: 124

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Ольга Дмитриевна, В., Липгарт, А. А., & Мартюшова , Н. О. (2022). Проблема исследования памяти в лингвистике: междисциплинарный подход. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(4), 700-706. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-700-706

Выпуск

Раздел

Языкознание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)