Педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя СПО аграрного профиля

Авторы

  • Наталья Ивановна Любимова Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина
  • Наталья Николаевна Никулина Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-419-431

Ключевые слова:

компоненты профессионально-педагогической культуры, аграрный вуз, среднее профессиональное образование, педагог-аграрий, взаимодействие, педагогическая среда, практико-ориентированное обучение, герменевтический подход

Аннотация

Потребность в профессионально подготовленных кадрах педагогов-аграриев для учреждений среднего профессионального образования аграрного образовательного кластера постоянно растет. Однако остается недостаточно исследованной проблема выбора педагогических условий для успешного формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-аграриев. Данные тестирования, опроса и анкетирования свидетельствуют о том, что в совершенствовании и развитии нуждаются все компоненты профессионально-педагогической культуры педагога-агрария – мотивационный, аксиологический, профессионально-
педагогический, технологический, культурологический и коммуникативный. Результаты исследования показали наиболее оптимальные условия: 1) создание педагогической среды для формирования профессионально-педагогической мотивации и ценностного отношения к профессии педагога профессионального обучения; 2) включение студентов в систему практико-ориентированного обучения на основе контекстного подходя, позволяющего формировать компоненты профессионально-педагогической культуры в процессе учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности; 3) ознакомление студентов с основами герменевтического подхода в педагогике и привлечение их к взаимодействию с педагогами и студентами факультета среднего профессионального образования университета на основе взаимного понимания и эмпатии.

Биографии авторов

Наталья Ивановна Любимова , Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-
педагогических дисциплин Белгородского государственного аграрного университета им.
В.Я. Горина,

г. Белгород, п. Майский, Россия

Наталья Николаевна Никулина , Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского государственного аграрного университета им. В.Я. Горина,

г. Белгород, п. Майский, Россия

Библиографические ссылки

Андреев В.И. 2012. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, Издательство «Центр инновационных технологий», 608 с.

Бим-Бад Б.М. 2017. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 223 с.

Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. 2006. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. для магистров и студ. пед. вузов. Волгоград: ВГПУ, 320 с.

Веденяпина В.А. 2003. Профессиональная культура учителя: учеб. пособие для студентов вузов. Борисоглебск: ООО Кристина и К., 163 с.

Зеер Э.Ф. 2015. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 336 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/36853.html. — ЭБС «IPRbooks».

Маркова А.К. 1996. Психология профессионализма: Пособие. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 308 с.

Батракова С.Н. 2004. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры. Ярославский психологический вестник, 2: 71–77.

Вербицкий А.А. 1981. Выступление на круглом столе «Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы». Вопросы психологии, 3: 17–21.

Вербицкий А.А. 1991. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 207 с.

Вербицкий А.А. 2004. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 84 с.

Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. 2000. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200 с.

Драгунова О.Н. 2012. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 25 c.

Закирова А.Ф. 2011. Педагогическая герменевтика: концептуальные основания, социо-культурное значение, область применения. В кн.: Специфика педагогического образования в регионах России. Материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья, Тюмень – Санкт-Петербург, 22 октября 2010 года. Под ред. О.В Ройблат, Н.Г. Миловановой, Н.Н. Суртаевой. Тюмень, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования: 15–20.

Закирова А.Ф. 2012. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике. Образование и наука, 6 (95) 19–42.

Игнатова И.Б., Ильенко Н.М. 2015. Место коммуникативной компетенции в профес-сиограмме педагога. Образование и общество, 6 (95): 42–46.

Ильенко Н.М. 2016. Значение интонационно–речевого воздействия в педагогической коммуникации. В кн.: Наука. Культура. Искусство. Актуальные проблемы теории и практики. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции, г. Белгород, 25–26 февраля 2016 года. В 4-х т. Т. 4. Под ред. С.Н. Борисова. Белгород, ИПК БГИИК: 212–220.

Исаев И.Ф. 2002. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система. Гаудеамус, 1 (1): 20–30.

Исаев И.Ф. 2004. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., Издательский центр «Академия», 208 с.

Клименко И.В. 2014. Динамика мотивационно–ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность. Дис. … канд. психол. наук. Москва. 243 с.

Любимова Н.И. 2016. Моделирование психолого–педагогической деятельности педагога. Белгород, Изд-во БГАУ, 66 с.

Любимова Н.И. 2018. Формирование опыта педагогического взаимодействия у будущих преподавателей системы среднего профессионального образования. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 37 (2): 312–320.

Маркова А.К. 1996. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 308 с.

Никулина Н.Н. 2018. Совершенствование профессионального образования как условие успешного развития инновационных агропроектов. Научный результат. Педагогика и психология образования, 4 (4): 73–82. DOI: 10.18413/2313–8971–2018–4–4–0–7.

Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. 1987. Профессия учитель: беседы с молодыми учителями. Под ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, С.Г. Вершловского. М., Педагогика, 192 с.

Орлова Л.А. 2014. Понимание как ключевая характеристика мышления учителя. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1 (9): 61–66.

Путивцев П.В. 2014. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 1: 114–122.

Шлейермахер Ф. 2004. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 242 с. URL: https://yadi.sk/i/B2UVwGCOkPSh3 (дата обращения: 16.02.2019).

Husu J. 2004. Negotiating the shared educational beliefs and values of a schools social curriculum. In: European Conference on Educational Research, University of Crete, 22–25 September 2004. Available: http://www.leeds.ac.uk/educol/documents/00003717.htm (accessed: 13.03.2020).

Johnson E.B. 2002. Contextual Teaching and Learning: What It Is and Why It's Here To Stay. Corwin Press, Inc., A Sage Publications Company, Teller Road, Thousand Oaks, CA, 211 p.

Petrosky J. 2016. The German Dual Educational System: Evolving Needs for a Skilled Workforce. A unified Germany in federal Evropa, 14. Available: https://preserve.lehigh.edu/perspectives–v14/ (accessed: 20.03.2020).

Rokeach M. 1968. Beliefs, Attitude and Values. San Francisco, Jossey–Bass, 214 p.

Shishova E. O. 2015. Communicative Culture as a Component of Professional Competence of Future Teachers in the Bilingual Environment. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6 (3): 344–349.

Shulman L.S., Shulman J.H. 2004. How and what teachers learn: A shifting perspective. Journal of Curriculum Studies, 36 (2): 257–271. DOI: doi.org/10.1080/0022027032000148298.

Wesley D.C. 1998. Eleven Ways to Be a Great Teacher. Strengthening the Teaching Profession, 55 (5): 80–81.


Просмотров аннотации: 24

Опубликован

2020-10-21

Как цитировать

Любимова , Н. И., & Никулина , Н. Н. (2020). Педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя СПО аграрного профиля. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(3), 419-431. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-419-431

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА