Опыт нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодых учителей в республиканской системе образования (на примере Приднестровской Молдавской Республики)

Авторы

  • Владимир Николаевич Ирхин Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Марина Георгиевна Тымчек Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-578-589

Ключевые слова:

профессиональное развитие, молодой учитель, нормативно-правовые акты, уровни управления образованием

Аннотация

Профессиональное развитие молодых учителей системы образования любого государства во многом определяет основы решения кадровых проблем отрасли и ее перспективного развития. Разработка и внедрение комплекса нормативных правовых актов способны послужить созданию благоприятных условий для интенсификации профессионального развития молодого учителя, но данный вопрос в научной литературе недостаточно освещен. Цель исследования состоит в раскрытии опыта нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя в системе образования Приднестровской Молдавской Республики. Представлены экспериментальные материалы, освещающие этапы, содержание, средства, условия нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях управления системой образования, а также педагогические условия эффективности реализации экспериментальной модели. Сделан вывод о том, что с помощью разработанных на всех уровнях управления образованием нормативных правовых средств можно создать условия для интенсивного профессионального развития молодого учителя.

Биографии авторов

Владимир Николаевич Ирхин, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Марина Георгиевна Тымчек, Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

начальник Управления инспектирования, аттестации и мониторинга системы образования Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики,
г. Тирасполь, Приднестровье

Библиографические ссылки

Антонов Н.В. 2018. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 267 с.

Вершловский С.Г., Литвинова Н.П., Симонова Т.М. 1984. Особенности профессионального становления молодого учителя. Советская педагогика, 4: 76–81.

Давлятшина О.В. 2017. Научно-методическое сопровождение профессионально–личностного развития педагогов общеобразовательной организации. Дис. … канд. пед. наук. Киров, 274 с.

Еремина Т.И. 2014. Международный опыт по законодательному оформлению статуса учителя. Universum: Вестник Герценовского университета, 3-4: 116–122.

Ирхин В.Н., Тымчек М.Г. 2019. Нормативно–правовое сопровождение профессионального развития молодого учителя в республиканской системе образования. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5(3): 36–48. DOI: 10.18413/2313–8971–2019–5–3–0–3.

Канаев Н.М. 2010. ЮНЕСКО и защита прав учителей. Вестник Академии права и управления, 19: 133–138.

Маркова А.К. 1996. Психология профессионализма. М., Знание, 308 с.

Митина Л.М. 1998. Психология профессионального становления учителя. М., Флинта, МПСИ, 200 с.

Парламентские слушания «О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации». Материалы Комитета Совета Федерации по образованию и науке от 16.03.2010. Под ред. В.И. Аржанцева. М., Совет Федерации, 66 с.

Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. 2016. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России. Вопросы образования, 2: 100–124.

Скударёва Г.Н. 2008. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 207 с.

Сотникова М.С. 2017а. Оценка эффективности реализации программы психолого–педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 1(38): 279–284.

Сотникова М.С. 2017б. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 150 с.

Тымчек М.Г., Суринов В.Г. 2018. Анализ и перспективы кадрового обеспечения системы образования Приднестровской Молдавской Республики. В кн. Стратегии развития образовательного пространства XXI века. Международная научно–практическая конференция, Тирасполь, 18–19 октября 2018 года. Тирасполь, Изд-во Приднестровского государственного университета: 278–284.

Черникова Е.Г. 2008. Состояние и противоречия социально–профессиональной адаптации молодых педагогов (социологический анализ). Дис.…. канд. социолог. наук. Екатеринбург, 175 с.

Яковлева Э.Н., Красилова И.Е. 2016. Из опыта поддержки молодых педагогов в странах ЕС. Образование и наука, 5(134): 158–175.

Espinoza D., Saunders R., Kini T., & Darling–Hammond L. 2018. Taking the long view: State efforts to solve teacher shortages by strengthening the profession. Report PaloAlto, CA: Learning Policy Institute. Available at:https://learningpolicyinstitute.org/product/long–view (accessed: 1 October 2020).

GOV.UK. 2020. Extra support for new teachers amid surge in applications. Press release from Department for Education. Available at: https://www.gov.uk/government/news/extra–support–for–new–teachers–amid–surge–in–applications (accessed: 14 September 2020).

K12.wa.us. 2019/ Effective Support for New Teachers in Washington State OSPI Available at: http://www.k12.wa.us/BEST/InductionStandards/de fault.aspx (accessed: 28 June 2019).

OECD Overview. 2005. Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers.Available at: http://www.oecd.org/edu/teacherpolicy (accessed: 24 September 2020).

Sherman W. 2000. Designing Support for Beginning Teachers. Available at: https://www.wested.org/online_pubs/tchrbrief.pdf (accessed: 1 October 2020).

Wong H.K. 2004. Induction Programs That Keep New Teachers Teaching and Improving. NASSP Bulletin. Available at: http://newteacher.com/pdf/Bulletin0304Wong.pdf (accessed: 21 June 2019).


Просмотров аннотации: 33

Опубликован

2021-02-16

Как цитировать

Ирхин, В. Н., & Тымчек, М. Г. (2021). Опыт нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодых учителей в республиканской системе образования (на примере Приднестровской Молдавской Республики). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(4), 578-589. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-578-589

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА