Моделирование процесса формирования учебной мотивации студентов на основе проектной деятельности при изучении биологии

Авторы

  • Надежда Константиновна Богашова Астраханский государственный университет
  • Наталья Владимировна Смирнова Астраханский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-600-607

Ключевые слова:

модель, мотивация, педагогика, моделирование, проектное обучение

Аннотация

Мотивационная система объясняет настоящую деятельность обучающегося и определяет перспективу ее развития. Существенным минусом большинства теорий и экспертных мнений является отсутствие в них системности в формировании и развитии мотивации, вследствие чего проблема мотивации представляется неразрешимой. В связи с этим авторы используют метод моделирования процесса формирования учебной мотивации студентов, который позволяет целостно отобразить все свойства, взаимосвязи и отношения между элементами изучаемого объекта. Рассмотрена проблема мотивации студентов и факторы, влияющие на ее формирование, специфика мотивов учебной деятельности. Представлена структура модели формирования учебной мотивации с использованием метода проектов. Описаны преимущества проектной деятельности в педагогической практике. Дана характеристика основных компонентов модели и механизмов их взаимодействия. Сделан вывод о том, что использование предложенной авторами модели в образовательном процессе будет способствовать правильному формированию и последовательному развитию мотивации в учебном процессе, что приведет к успешному прохождению студентами всех форм контроля по биологии и, в целом, к высокому уровню освоения основной профессиональной образовательной программы.

Биографии авторов

Надежда Константиновна Богашова, Астраханский государственный университет

преподаватель Астраханского базового медицинского колледжа,
г. Астрахань, Россия

Наталья Владимировна Смирнова, Астраханский государственный университет

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биотехнологий, зоологии и аквакультуры Астраханского государственного университета,
г. Астрахань, Россия

Библиографические ссылки

Бабанский Ю.К. 1982. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 192 с.

Бабанский Ю.К. 1989. Избранные педагогические труды. Под ред. Г.Н. Филонова. М., Педагогика, 558 с.

Гальперин П.Я. 2007. Лекции по психологии. М., АСТ, 400 с.

Дахин А.Н. 2002. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность. Стандарты и мониторинг в образовании, 4: 22–26.

Елфимова Н.В. 1985. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ. Вопросы психологии, 5: 162–168.

Краевский В.В. 1973. Место и функции эксперимента в педагогическом исследовании. В кн.: Вопросы методов педагогических исследований. Сборник науч. трудов. Под ред. М.Н. Скаткина. М., Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР: 185-191.

Кушнер Ю.З. 2001. Методология и методы педагогического исследования. Могилев, МГУ им. А.А. Кулешова, 66 с.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. 1990. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 191 с.

Морозова Н.Г. 1979. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 48 с.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. 2008. Социальная педагогическая психология. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 574 с.

Скаткин М.Н. 1986. Методология и методика педагогических исследований. М., Педагогика, 152 с.

Талызина Н.Ф. 1988. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 175 с.

Хекхаузен Х. 2003. Мотивация и деятельность. СПб., Питер; М., Смысл, 860 с.

Лузан П.Г., Сопівник І.В., Виговська С.В. 2012. Основи науково-педагогічних досліджень. К., НАКККіМ, 368 с.

Benware C.A., Deci E.L. 1984. Quality of learning with an active versus passive motivational set. American Educational Research Journal, 21 (4): 755–765. DOI: https://doi.org/10.3102%2F00028312021004755

Boggiano A.K., Flink C., Shields A., Seelbach A., Barrett M. 1993. Use of techniques promoting students’ self-determination: Effects on students’ analytic problem-solving skills. Motivation and Emotion, 17 (4): 319–336. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00992323

Deci E.L. 1971. Effects of externally mediated rewards on intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 18(1): 105-115. DOI: https://org/doi/10.1037/h0030644

Flink C., Boggiano A.K., Barrett M. 1990. Controlling teaching strategies: Undermining children's self-determination and performance: Correction to Flink et al. Journal of Personality and Social Psychology, 59 (6): 916-924.

Grolnick W.S., Ryan R.M. 1987. Autonomy in children's learning: An experimental and individual difference investigation. Journal of Personality and Social Psychology, 52 (5): 890–898. Doi:10.1037/0022-3514.52.5.890

McGraw K.O., McCullers J.C. 1979. Evidence of a detrimental effect of extrinsic incentives on breaking a mental set. Journal of Experimental Social Psychology, 15 (3): 285–294.

Patrick C.J., Bradley M.M., Lang P.J. 1993. Emotion in the criminal psychopath: startle reflex modulation. Journal of Abnormal Psychology, 102 (1): 82-92. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-843x.102.1.82

Ryan R., Deci E. 2000. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1), 68–78. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003-066X.55.1.68


Просмотров аннотации: 96

Опубликован

2021-02-16

Как цитировать

Богашова, Н. К., & Смирнова, Н. В. (2021). Моделирование процесса формирования учебной мотивации студентов на основе проектной деятельности при изучении биологии. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(4), 600-607. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-600-607

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА