Kультурологические особенности вербализации категории «время», объективирующие представления о недельном цикле (на материале английского, французского и русского языков)

Авторы

  • Софья Ахметовна Моисеева Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Екатерина Александровна Ухналёва Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-641-651

Ключевые слова:

категория «время», темпоральная лексика, когнитивная семантика, метафоризация, устойчивые сочетания, неделя

Аннотация

Время играет важнейшую роль в формировании мировидения человека, оказывает влияние на моделирование механизмов его когниции и вербализации. Человек способен репрезентировать свой перцептивный опыт в языковой семантике и вербализовать временные отношения. Несмотря на динамичное развитие исследований, связанных с языковой концептуализацией и категоризацией времени, номинации дней недели изучались либо эпизодически, либо в ином ракурсе по сравнению с обозначенной в данной работе проблематикой. Особый интерес представляет выявление наиболее устойчивого фонда знаний о недельном промежутке, хранящегося в языковом сознании исследуемых этносов, и установление механизма их концептуализации. В сопоставительном плане рассмотрены семантические особенности темпоральной лексики, составляющей концептуально-тематическую область «неделя». Представлен сравнительный анализ лексических единиц, входящих в её состав, освещены проблемы их семантизации и метафоризации в языке, роль и функция в формировании мироощущения говорящего в зависимости от положительного или отрицательного коннотативного значения.

Биографии авторов

Софья Ахметовна Моисеева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкого и французского языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Екатерина Александровна Ухналёва, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Белгородского государственного технологического университет им. В.Г.Шухова,
г. Белгород, Россия

 

Библиографические ссылки

Ушаков Д.Н. 2008–2017. Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 25.09.2020).

Славянские древности. 2012. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 3. Круг – Перепелка. Под ред. Н. И. Толстого. М., Международные отношения, 704 с.

English Oxford Living Dictionaries. 2020. Oxford, Univ. Press. Oxford, URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/tense (accessed: 03.08.2020).

Алефиренко Н.Ф. 2005. Современные проблемы науки о языке. Москва, Флинта, Наука, 416 с.

Алефиренко Н.Ф. 2010. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. Москва, Флинта, Наука, 224 с.

Арутюнова Н.Д. 1997. Время: модели и метафоры. Язык и время. М., Индрик: 687–695.

Бородин О.Р. 1991. Человек и время: возникновение современной хронологии. Москва, Знание, 64 с.

Маслова В.А. 2004. Введение в когнитивную лингвистику. Москва, Флинта, Наука, 294 с.

Осипова А.А. 2009. Специфика перцепции недельного цикла в англоязычной культуре. Вестник Воронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2: 77–80.

Успенский Б.А. 1970. Проблема универсалий в языкознании. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 5. Языковые универсалии. Пер. с англ., под ред. Б. А. Успенского. М., Прогресс: 5–30.

Чеснокова И.И. 1982. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. В кн.: Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. Под. ред. Е.В. Шороховой, О. И. Зотовой. Москва, Наука: 115–120.

Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. 1990. Под ред. А.Я. Гуревича. Москва, Наука, 240 с.

Rey A. 2013. Le grand Robert: le dictionnaire le plus complet de la langue française. A. Rey. Paris, Le Robert, 2240 p.


Просмотров аннотации: 30

Опубликован

2021-02-16

Как цитировать

Моисеева, С. А., & Ухналёва, Е. А. (2021). Kультурологические особенности вербализации категории «время», объективирующие представления о недельном цикле (на материале английского, французского и русского языков). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(4), 641-651. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-641-651

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОЗНАНИЕ