Речевые средства реализации ориентирующего воздействия в англо- и русскоязычном политическом дискурсе телевизионного ток-шоу

Авторы

  • Наталия Анатольевна Жихарева Горловский институт иностранных языков
  • Елена Павловна Яковлева Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-153-162

Ключевые слова:

дискурс, стратегии, уровни воздействия, суггестивное воздействие

Аннотация

Политический дискурс представляет собой значимое явление в жизни общества. Несмотря на то, что политический дискурс находится в центре внимания многих ученых, конфликтный политический дискурс ток-шоу является недостаточно исследованным с точки зрения практического подхода к анализу эффективности суггестивного воздействия на адресата. Целью исследования является анализ эффективных средств речевого взаимодействия на различных функциональных уровнях языка. Для проведения качественной оценки ориентирующего речевого воздействия был проведен анализ иллюстративного материала, который включает в себя 100 русскоязычных и 100 англоязычных дискурсивных актов («да»),
реализующих некооперативные речевые стратегии. В результате исследования выявлены средства реализации основных коммуникативных стратегий, направленных на ориентирующее воздействие. на аудиторию в политических ток-шоу. Результаты вносят вклад в изучение манипулятивных технологий политического дискурса.

Биографии авторов

Наталия Анатольевна Жихарева, Горловский институт иностранных языков

декан филологического факультета, доцент кафедры романо-германской филологии, кандидат
филологических наук, доцент Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка, ДНР

Елена Павловна Яковлева, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

преподаватель кафедры английской филологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический
университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь, Россия

Библиографические ссылки

Арутюнова Н.Д. 1990. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. М., Сов. Энциклопедия: 136–137.

Вольф Е.М. 1986. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо»/«плохо». Вопросы языкознания, 5: 98–106.

Диманте И.В. 2015. Инструментарий профессионального коммуникатора (приёмы ре-чевого воздействия). Коммуникативные исследования, 4 (6): 52–64.

Желтухина М.Р. 2004. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.02.19 М., Ин-т языкозн. РАН, 42 c.

Кара-Мурза, С. Г.2009. Манипуляция сознанием. М., Эксмо, 528 с.

Карасик В.И. 2002. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: «Пере-мена», 477 с.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. 1988. Искусство публичного выступления. М., Москов-ский рабочий, 221 c.

Кубрякова Е.С. 2005. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания. Язык. Личность. Сборник статей к 70-летию Т. М. Николаевой. М.: Языки славянских куль-тур: 23–33.

Шейгал Е.И. 2004. Семиотика политического дискурса, М., Гнозис, 326 c.

Chilton P. 2004. Analysing political discourse: Theory and practice. L.: Routledge, 240 p.

Fairclough N. 2004. Critical Discourse Analysis in Researching Language in the New Capi-talism: Overdetermination, Transdisciplinarity and Textual Analysis. In: Harrison (C.) & Young (L.) eds. Systemic Linguistics and Critical Discourse Analysis. London, Continuum, 688 p.

Pecheux, M. 1982. Language, Semantics and Ideology. In book: The Language, Discourse, Society Reader. London, Macmillan: 51–61.

Teun A. van Dijk. 2008. Discourse and power: New York: Palgrave Macmillan, 303 p.

Wodak R. 2006. Mediation between discourse and society: assessing cognitive approaches in CDA. Discourse and society, 8(1):179–190.

Dr Louise J. Phillips, Marianne W. Jorgensen, 2002, Discourse Analysis as Theory and Method. SAGE Publications India Pvt Ltd, 240 p.


Просмотров аннотации: 69

Опубликован

2021-08-06

Как цитировать

Жихарева, Н. А., & Яковлева, Е. П. (2021). Речевые средства реализации ориентирующего воздействия в англо- и русскоязычном политическом дискурсе телевизионного ток-шоу. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(2), 153-162. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-153-162

Выпуск

Раздел

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ