Формы организации историко-краеведческой деятельности студенчества в системе вуза с начала 1930-х до середины 1950-х гг. (на материале Ворошиловградской области УССР)

Авторы

  • Татьяна Юрьевна Анпилогова Луганский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-198-208

Ключевые слова:

формы историко-краеведческой деятельности, студенчество, высшая школа, археологические исследования, педагогическая практика, научно-исследовательская работа студентов

Аннотация

На основе анализа широкой источниковой базы автор выделяет формы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи советских республик в 1930–1950-е гг.  Охарактеризован процесс организации таких видов работы студентов, как археологические исследования, научно-исследовательская работа в системе научных студенческих обществ, историко-краеведческая работа в рамках прохождения производственной педагогической практики в школе студентами педвузов, выполнение дипломных работ на краеведческую тематику. Освещена проблема использования элементов историко-краеведческой работы студенчества в ходе общественно-полезной деятельности. В основе авторской позиции лежит утверждение о том, что возрождение некоторых применяемых в советской педагогической практике форм организации историко-краеведческой деятельности студенчества даст возможность обеспечить формирование ряда важных универсальных компетенций выпускников современных вузов.

Биография автора

Татьяна Юрьевна Анпилогова, Луганский государственный педагогический университет

докторант кафедры педагогики, доцент, заведующий кафедры истории Отечества Луганского государственного педагогического университета,
г. Луганск, Луганская Народная Республика

Библиографические ссылки

Археологічні досліди р. 1929. Донбаської археологічної експедиції на Луганщині (з повідомлення С. Локтюшова за ті досліди, надісланого до ВУАК’у). 1931. Хроніка архітектури та мистецтва, ч. 3. К.: 81–82.

В Ворошиловградском педагогическом институте имени Т.Г. Шевченко. 2009. Краєзнавчі записки. Випуск V. Археологічне надбання С.О. Локтюшева (до 130-річчя від дня народження). Наукова збірка. Автор-упорядник І.М. Ключнєва. Луганськ, вид-во «Шико» ТОВ «Віртуальна реальність», 456 с.

Изучайте родной край: путеводитель для школьных экскурсий по Ворошиловградской области. 1948. Ворошиловград, Типография облполиграфуправления, 16 с.

Локтюшев С.А. 2009. Историко-археологические исследования следов древних поселений в бассейне р. Донца (По материалам практических полевых работ археологического кружка в 1939–1940 гг.). Краєзнавчі записки. Випуск V. Археологічне надбання С.О. Локтюшева (до 130-річчя від дня народження). Наукова збірка. Автор-упорядник І.М. Ключнєва. Луганськ, вид-во «Шико» ТОВ «Віртуальна реальність»: 253–261.

Миллер А.А. 1934. Археологические разведки. Известия Государственной академии истории материальной культуры. Выпуск 83. Ленинград, Государственное социально-экономическое издательство, 177 с.

Находки археологов. 1940. Ворошиловградская правда, 4 августа.

Об улучшении дела самообразования. 8 октября 1933 г. 1934. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 3: 2 с.

О дипломных работах студентов пединститутов. 4 декабря 1933, №310. 1934. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 1: 13–14.

О летней работе среди пионеров и школьников в 1932 г. 1932. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 25: 6–7.

О педагогической практике в педвузах. 1934. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 16: 10–11.

О постановке непрерывной производственной практики студентов в промышленных, сельскохозяйственных и социально-экономических вузах по докладу НКРКИ РСФСР. 1932. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 19: 2.

Отчет об археологических разведочных раскопках в окрестностях города Старобельска в 1940 году Локтюшева С.А. 2009. Краєзнавчі записки. Випуск V. Археологічне надбання С.О. Локтюшева (до 130-річчя від дня народження). Наукова збірка. Автор-упорядник І.М. Ключнєва. Луганськ, вид-во «Шико» ТОВ «Віртуальна реальність»: 433–441.

Отчет об археологических раскопках в окрестностях г. Старобельска от 26/Х – 2/XI – 1939 г. ученого археолога и геолога С.А. Локтюшева. 2009. Краєзнавчі записки. Випуск V. Археологічне надбання С.О. Локтюшева (до 130-річчя від дня народження). Наукова збірка. Автор-упорядник І.М. Ключнєва. Луганськ, вид-во «Шико» ТОВ «Віртуальна реальність»: 417–429.

Отчет о научной работе преподавателей за 1946–1951 годы. 1951. Госархив ЛНР. Ф. Р-416. Оп. 2. Д. 60.

Отчеты о научно-исследовательской работе института. 1946. Госархив ЛНР. Ф. Р-842. Оп. 1. Д. 45.

Песни Ворошиловграда. 1939. Ворошиловград, Ворошиловградская правда, 68 с.

Положение о производстве археологических обследований и раскопок. 1932. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР, 1: 13–15.

Протоколы комиссии. 1933. Госархив ЛНР. Р-842. Оп. 1. Д. 4.

Шенберг Г.Г. 1935. Физико-географические экскурсии в средней школе. Москва–Ленинград, Учпедгиз, 256 с.

Грибанова В.А. 2015. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов. Современная педагогика, 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 15.02.2021).

Давыдов С.Г. 2015. Самодеятельные объединения советской молодежи. В кн.: ХIХ Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, 21-22 апреля. Под ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина. Т. 1. Санкт-Петербург, Издательство Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А. С. Пушкина: 32–35.

Красильников К.И. 1998. Основные результаты деятельности научной лаборатории археологических исследований и краеведческой работы. Вісник Луганського державного педагогічного університету імені Тараса Шевченка, 10: 62–65.

Мурсалов А.М., Мусаев О.К. 2010. Системный подход к организации самостоятельной работы студентов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 1 (10): 93 – 96.

Панова В.Н. 2015. Краеведение как средство патриотического воспитания. Образование и воспитание, 2(02): 43–45.

Трегубенко Е.Н. 2018. Олимпиада по краеведению: история и перспективы использования. Образование Луганщины: теория и практика, 2: 16–19.

Юркина Н.Н. 2018. Значение краеведения и регионоведения для познания отечественной истории. Преподаватель XXI век, 3-2: 233–246.

Яненко А. 2016. Історія музейної археології УСРР (1919–1934). Под ред. Н. Абашиной. К., Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, 368 с.

Ярмолич Ф.К. 2015. Молодежь и культурно-просветительская работа в 1950-е гг. (на материалах Ленинграда). Новейшая история России, 3 (14): 173–181.


Просмотров аннотации: 55

Опубликован

2021-08-25

Как цитировать

Анпилогова, Т. Ю. (2021). Формы организации историко-краеведческой деятельности студенчества в системе вуза с начала 1930-х до середины 1950-х гг. (на материале Ворошиловградской области УССР). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(2), 198-208. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-198-208

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА