К вопросу о компонентах профессиональной идентичности журналиста

Авторы

  • Н.С. Авдонина Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-135-143

Ключевые слова:

журналистское образование, когнитивный компонент, мотивационно- ценностный компонент, поведенческий компонент, уровни сформированности профессиональной идентичности, журналистика

Аннотация

Вопрос о профессиональной идентичности журналиста крайне актуален в связи с
изменениями в информационно-коммуникационной сфере. С появлением алгоритмов и блогеров,
замещающих часть функций профессиональных журналистов, можно говорить о кризисе
профессиональной идентичности. Современные реалии в профессии неизбежно отражаются на
содержании и организации образовательного процесса, поэтому мы говорим о профессиональной
идентичности как педагогической проблеме. В этой связи автор рассматривает факторы,
актуализирующие вопрос о профессиональной идентичности обучающихся по направлению
«Журналистика», компоненты и уровни сформированности профессиональной идентичности.
Сделан вывод о том, что процесс формирования профессиональной идентичности сугубо
индивидуален и сопровождает человека на протяжении всей профессиональной биографии.
Основы формирования профессиональной идентичности необходимо закладывать именно в
университете, поскольку именно здесь особенно возможна рефлексия получаемых знаний и
компетенций. В университете формируется ядро профессиональной идентичности, что составляет
образ Я-профессионала и образ профессии.

Биография автора

Н.С. Авдонина , Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры
журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

Библиографические ссылки

Агеенко Н.В. 2007. Подготовка студентов – будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Самара, 190 с.

Артемова Ю.В. 2012. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 22 с.

Белоусов М.В. 2004. Педагогическая система целевой подготовки журналистских кадров. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 24 с.

Винокуров М.А., Демина И.Н. 2014. Воспитательная работа и формы организации внеучебной деятельности на факультете журналистики. Вопросытеорииипрактикижурналистики, 1: 105–112.

Владимирова Т.Н. 2015. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России. Дис. … докт. пед. наук. Москва, 481 с.

Гарбузова Г.В. 2007. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов. Известия Российского государственного педагогическогоуниверситетаим. А.И. Герцена, 44: 340–344.

Евтешина Н.В. 2012. Профессиональная идентичность психологов. Рязань, Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 106 с.

Мазур Е.Ю. 2014. Особенности влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодого специалиста (на материале исследования прокурорских работников). Дис. … канд. псих. наук. Ярославль, 73 с.

Моор С.М., Головин П.Ю. 2012. Профессиональная идентичность как фактор трудовых отношений. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 8: 176–183.

Мухаметзянова Ф.Г., Бисерова Г.К., Яруллина А.Ш. 2006. Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста. Интеграция образования, 4: 163–168.

Никишина В.Б., Петраш Е.А. 2009. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации. Ученые записки Российского государственного социального университета, 1: 42–48.

Озерина Я.А. 2012. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1: 115–120.

Пряжников Н.С. 2009. Психология труда. М., Издательский центр «Академия», 480 с.

Сосновская А.М. 2005. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб., Роза мира, 206 с.

Шнейдер Л.Б. 2001. Профессиональная идентичность. М., МОСУ, 272 с.

Hanitzsch T. 2017. Professional identity and roles of journalists. Oxford Research Encyclopedia of Communication. Oct. DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.95. Available at: https://oxfordre.com/communication/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780 190228613-e-95 (accessed: 13.03.2020)


Просмотров аннотации: 465

Поделиться

Опубликован

2020-07-23

Как цитировать

Авдонина , Н. (2020). К вопросу о компонентах профессиональной идентичности журналиста. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(2), 135-143. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-135-143

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью