Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа

Авторы

  • А.М. Шестерина Воронежский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-169-177

Ключевые слова:

архетип, сюжет, телепередача, видеоблог, медиа

Аннотация

Отмечаемые многими исследователями технико-технологические и структурные
изменения в медиасфере актуализируют вопрос о том, насколько эти трансформации затрагивают
содержательную сторону медиаконтента. Современные медиа вырабатывают новый язык,
основанный на новейших технологиях в сфере медиапроизводства и доставки информации
аудитории, однако к концептуальным изменениям на содержательном уровне, на уровне поиска
смыслов это не приводит. В связи с этим автором сделан компаративный анализ сюжетных
особенностей современного аудиовизуального контента как в его телевизионной форме, так и в
формате видеоблогов. Исследован процесс модификации традиционных архетипических сюжетов
в контексте современных медийных процессов. Выявлена черта, отличающая видеоблогеров от
авторов традиционного телеконтента. Если последние стремятся к поиску оригинальных форм
внутри существующих форматов, то первые нередко пытаются копировать популярные сюжетные
схемы практически без их верификации. Объяснение этому явлению мы находим в
сформированном сетевой средой Net-мышлении и предполагаем, что оно исчезнет по мере
профессионализации блогосферы.

Биография автора

А.М. Шестерина , Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, профессор, профессор
кафедры телевидения Воронежского государственного университета, г. Воронеж, Россия

Библиографические ссылки

Борхес Х.Л. 1992. Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения. СПб, Северо-Запад, 643 с.

Емельянченко В. 2019. Смотрят в интернете. Но не ТВ. Российская газета – RussianNewspaper, 48 (7806). URL: https://rg.ru/2019/03/04/kak-otnositsia-k-televideniiu-molodoepokolenie.html (дата обращения: 24.01.2020).

Мультимедийная журналистика: учебник для вузов.2017. Под ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М., Издательский дом Высшей школы экономики, 413 с.

Басова М.В., Беленко В.Е. 2017. Геймифицированные практики современных СМИ. Вестник НГУ. Серия: История, филология, 6: 41–52.

Бовшик Б.А. 2018. «Информационная повестка дня»: медиареальность, профильтрованная через ТВ. Идеи и новации – Ideasandinnovations, 2: 9–13.

Бреслер М.Г. 2018. Комбинация социальных и массовых медиаресурсов с целью получения доверия получателей информации. В кн.: Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. СПб., Издательский дом СПбГУ: 151–157.

Вартанова Е.Л. 2018. Об основных понятиях «поля цифровых медиа» в российских исследованиях СМИ. МедиаАльманах, 2 (85):8–16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.816

Ипатьева В.А. 2018. Видеоблог и традиционное телевидение: особенности функционирования. Молодой ученый, 25 (211): 366–369.

Карасик В.И. 2019. Жанры сетевого дискурса. Жанры речи, 1 (21): 49–55.DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55

Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. 2017. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 28 (277): 97–105.

Кириллов Д.А., Зайцева Т.А. 2017. Видеоблог как канал коммуникации. Аллея науки, 5: 42–47.

Кузнецова Ю.М. 2011. Психология жителей интернета. М., Издательство ЛКИ, 224 c.

Пропп. В.Я. 1969. Морфология сказки. М., Наука,168 c.

Текутьева И.А. 2016. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга. Медиасреда, 11:107–113.

Пинчук О.В. 2018. Жанровые и тематические особенности сетевого видеоконтента.

В кн.: Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж, Кварта: 194–218.

Побудей С.В. 2017. Видеоблог как средство формирования исторических знаний. В кн: Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов. Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 частях. Часть 3. Минск, Издательство Белорусского государственного университета: 294–298.

Пронина Е.Е. 2003. Психология журналистского творчества. М., Изд-во Московского ун-та, 320 c.

Шестерина А.М. 2018. Трансформация информационного поведения современной аудитории. В кн. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж, Кварта: 124–169.

Юнг К.Г. 2019. Психологические типы. М., Академический проект, 538 c.

Booker Ch. 2008. The seven basic plots. Why we tell stories. NY, 704 p.

Edy J.A., Meirick C. 2018. The fragmenting public agenda: capacity, diversity, and volatility in responses to the “Most important problem” question. Public opinion quarterly, 4: 661–685.

Polti G. 1924. The thirty-six dramatic situations. Franklin (Ohio), James Knapp Reeve, Writer.

Poroykov S. 2008. Archetypical Plots of the World Literatures in the Contents of Philosophical-Metodological Analysis. In: Rethinking Philosophy Today. XXII World Congress of Philosophy. Seoul, Korea, Seoul National University, 424 p.


Просмотров аннотации: 123

Опубликован

2020-07-23

Как цитировать

Шестерина , А. (2020). Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(2), 169-177. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-169-177

Выпуск

Раздел

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ