ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»)

Авторы

  • Е.В. Зеленина Тульский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-47-57

Ключевые слова:

психолого-педагогические условия, компетенции, подготовка переводчиков, научно-исследовательская деятельность студентов, исследовательское обучение, курсовое проектирование, оптимизация, рефлексивность, инновационность, имидж исследователя, психологическая безопасность, профессиональная самореализация, интерактивные технологии, мониторинг

Аннотация

В условиях растущей востребованности на рынке труда выпускников, обладающих научным подходом, стремлением к применению и созданию инноваций, вопрос эффективного развития научно-исследовательских компетенций студентов высшей школы становится одним из приоритетных. Поиск решения данной проблемы актуализирует необходимость дополнения известных научно-педагогических трудов новыми научными изысканиями, основанными на современной специфике конкретных направлений подготовки в высшей школе. В связи с этим автором проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрываются сущность, содержание и компонентный состав компетенций, необходимых для эффективной научно-исследовательской деятельности, особенности организации исследовательского обучения. В результате исследования разработан комплекс психолого-педагогических условий развития компетенций научно-исследовательской деятельности в рамках преподавания дисциплины «Основы теории немецкого языка» и руководства курсовым проектированием по данной дисциплине при подготовке бакалавров лингвистики, целью которого является переход обучающихся на более высокий уровень сформированности компетенций научно-исследовательской деятельности

Биография автора

Е.В. Зеленина, Тульский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Лингвистики и перевода Тульского государственного университета

Библиографические ссылки

Абрамо Дж. 2017. Библиометрическая оценка результативности научно-исследовательской работы: к чему мы пришли? Пер. с англ. Л. Трониной. Вопросы образования, 1: 112–127.

Быкова Е.С. 2018. Психологическое исследование характеристик инновационной личности: теория и опыт. Человеческий фактор: Социальный психолог, 1 (35): 218–228.

Зеленина Е.В. 2016. К вопросу использования лингвистического материала Национального корпуса русского языка при разработке компетентностно-ориентированных заданий (на примере изучения «ложных друзей переводчика»). Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 1 (70): 170–175.

Зеленина Е.В. 2017. Лекция с интерактивным компонентом. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2 (75): 242–248.

Казарина Л.А. 2013. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов. Вестник Томского государственного педагогического университета, 7 (135): 196–201.

Карпов А.В., Воронова Т.А. 2018. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека. Историческая и социально-образовательная мысль, 10 (3/2): 104–110.

Кларин М.В. 1994. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Арена, 224 c.

Матяш Н.В., Павлова Т.А. 2018. Устойчивость личности к негативному психологическому воздействию как проблема психологической безопасности личности. В кн.: Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды. Материалы Международной научно-практической конференции (Брянск, 25-26 апреля 2018 г.). Под ред. Н.В. Матяш, О.А. Карнеевой, Р.К. Карнеева, Г.Ф. Голубевой. Брянск, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского: 63–69.

Чечель И.Д. 1998. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащего-ся в современной школе. М., Сентябрь, 144 c.

Шарипов Ф.В. 2016. Технология исследовательского обучения. Международный журнал экспериментального образования, 5: 371–374.

Шестак В.П., Шестак Н.В. 2011. Формирование научно-исследовательской компетен-ции и «академическое письмо». Высшее образование в России, 12: 115–119.

Эксакусто Т.В. 2010. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов н/Д., Феникс, 339 c.

Яголковский С.Р. 2011. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 271 c.

Attia M., Edge J. 2017. Be(com)ing a reflexive researcher: a developmental approach to re-search methodology. Open Review of Educational Research, 4 (1): 33–45.

Hardy C., Phillips N., Clegg S. 2001. Reflexivity in organization and management theory. Human Relations, 54 (5): 531–60.

Huber L. 2013. Forschungs- und Berufsorientierung in der akademischen Lehre. Redeman-uskript. Zürich, 11. Available at: https://gabi-reinmann.de/wp-content/uploads/2013/12/Vortrag_Zuerich_Dez2013.pdf (accessed: 03.05.2019).

Meijers A.W.M., Borghuis V.A.J., Mutsaers E.J.P.J., Overveld van C.W.A.M., Perrenet J.C. 2005. Criteria voor academische bachelor en master curricula = Criteria for academic bachelor's and mas-ter's curricula. 2e, gew. dr. ed. Eindhoven: Technische Universiteit Nadin S., Cassel C. 2006. The use of a research diary as a tool for reflexive practice: Some re-flections from management research. Qualitative Research in Accounting & Management, 3 (3): 208–217.

Thiel F., Böttcher F. 2014. Modellierung fächerübergreifender. Forschungskompetenzen. In: Neues Handbuch Hochschullehre. Berlin: Raabe: 109–124 Available at: https://www.fu-berlin.de/sites/fol/_media/Thiel_Boettcher_2014_Modellierung-faecheruebergreifender-Forschungskompetenzen.pdf (accessed: 03.05.2019).


Просмотров аннотации: 87

Опубликован

2020-07-22

Как цитировать

Зеленина, Е. (2020). ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(1), 47-57. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-47-57

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА