Критерии и показатели формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Авторы

  • Елена Александровна Чернова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина https://orcid.org/0000-0002-3643-4009

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-608-619

Ключевые слова:

социальная успешность, дети с ОВЗ, подходы, критерии и показатели социальной успешности

Аннотация

Формирование социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо для их адаптации в обществе в качестве активных участников. В современной педагогике достаточно разработанным является вопрос о сущности успешности обучающихся, но мало изученным остается успешность детей с ОВЗ.  В связи с этим автором поставлена цель разработать и проверить эффективность модели оценки формирования социальной успешности детей с ОВЗ. Выделение в рамках исследования коммуникативного, системного, бинарного и личностно-деятельностного подходов позволяют определить критерии и показатели социальной успешности детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования. Разработанные критерии социальной успешности (когнитивный, ценностно-мотивационный и творческо-технологический) определяют эффективность модели в процессе занятия прикладными видами творчества. Результаты исследования могут быть использованы в работе с такими детьми в учреждениях дополнительного образования.

Биография автора

Елена Александровна Чернова, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Лира»,
г. Домодедово, Россия

Библиографические ссылки

Вебер М. 1990. Избранные произведения. Пер. с нем. Ю. Н. Давыдова. М., Прогресс, 808 с. URL: https://vk.com/doc320060371_461363744 (дата обращения 25.05.2020)

Коллинз Р. 2002. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Пер. с англ. Н.С. Розова, Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск, Сибирский хронограф, 1280 с. (Collins R. 1998. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Cambridge, Harvard University Press, 1098 p.)

Леонтьев А.Н. 1994. Философия психологии: из научного наследия. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М., Изд-во Моск. ун-та, 228 с.

Ушинский К.Д. 2019. Труд в его психическом и воспитательном значении. В кн. Избранные сочинения. Москва, Издательство Юрайт, 354 с.

Хокинг C. 2014. Моя краткая история. Пер. с англ. А. Сергеева. СПб., Амфора, 134 с.

(Hawking S. 2013. My Brief History. Ed. Brenher M. United Kingdom, Bantam Books, 126 p.)

Адольф В.А., Степанова И.Ю. 2006. Место познавательной активности в процессе формирования профессиональной компетентности. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, 1: 15–22.

Асмолов А.Г. 2002. По ту сторону сознания: методологические приемы неклассической психологии. М., Смысл, 480 с.

Белкин А.С. 2000. Основы возрастной педагогики. М., Издательский центр Академия, 192 с.

Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г., Дубровина О.В. 2014. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности. Сибирский педагогический журнал, 3: 8–13.

Глассер У. 1991. Школы без неудачников. Пер. с англ. В.Я. Пилиповского. М., Прогресс, 166 с. (Glasser W. 1975. Schools without Failure. Harper & Row, 271 p.)

Деева Е.В. 2013. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи. Социально-экономические явления и процессы, 6 (052): 205–209.

Зауторова Э.В. 2019. Использование ситуации успеха в условиях дополнительного образования. В кн.: Формирование успешности ребенка – целевая функция дополнительного образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Кострома, 21 мая 2019 г. Под ред. А. Г. Самохваловой. Кострома, Костромской государственный университет: 51–54.

Ильин В. 2014. Анатомия социального успеха в географическом пространстве. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 6 (108): 29–33.

Кожакина С.О. 2013. Специфика формирование социальной успешности подростков. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2 (4): 412–417.

Кравченко А.И., Тюрина И.О. 2005. Социология управления: фундаментальный курс. М., Академический Проект, 1136 с.

Профессионально-личностное становление преподавателя и студента. 2006. Под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова. Тамбов, Изд. Тамб. ун-та, 244 с.

Романовский А.Г., Михайличенко В.Е., Грень Л.Н. 2012. Педагогика успеха. Xарьков, НТУ «ХПИ», 372 с.

Русанова Л.Н. 2019. Социальная успешность подростка. Проблема буллинга. Гуманитарный вестник (Горловка), 8: 119–125.

Согомонов А.Ю. 2005. Генеология успеха и неудач. М., Солтэкс, 384 с.

Федосеева А.М. 2013. Психология развития и возрастная психология (глава 3, в соавт.) В кн. Психология. Под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. М., Издательство Юрайт, 530 с.

Чернова Е.А., Курилович Н.В., Курин А.Ю. 2020. Принципы формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, 2 (52): 17–23.

Шибутани Т. 2002. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 544. с.

Ширяев Е.А. 2016. К вопросу о критериях и показателях успешности обучающихся. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 30 (14): 168–174.

Щукина Г.И. 1988. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва, Педагогика, 208 с.


Просмотров аннотации: 33

Опубликован

2021-02-16

Как цитировать

Чернова, Е. А. (2021). Критерии и показатели формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(4), 608-619. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-608-619

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА