Воззрения арабских исследователей на деятельность телеканала «Аль-Джазиры» периода Катарского дипломатического кризиса

Авторы

  • Ахмед А. И. Алшакарна Челябинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-205-212

Ключевые слова:

«Аль-Джазира», Катар, новостной дискурс, телевизионное вещание, кризисные коммуникации, медиа, редакционная политика, арабские медиаисследования

Аннотация

В медиаисследованиях средств массовой информации актуализированы вопросы кризисных коммуникаций: редакционной политики различных каналов, оказавшихся в ситуации санкций, бойкота, ограничения и запрета их работы. В этой связи опыт успешного преодоления такого рода кризисов представляет интерес как для исследователей, экспертов, так и для журналистов. Осмысление стратегии и тактик телеканала «Аль-Джазира» в условиях дипломатического кризиса является примером такого опыта. В русскоязычном исследовательском поле недостаточно представлены медиаисследования, прежде всего, арабскоязычных ученых, выявивших особенности деятельности «Аль-Джазиры» в 2017–2021 годах, во время Катарского кризиса. Восполнению этого пробела посвящена данная статья, в которой представлен обзор статей авторов разных стран, изучавших место «Аль-Джазиры» в дипломатическом кризисе, с целью установить основные приемы преодоления кризисной ситуации телеканалом «Аль-Джазира». Автор выявляет ряд ключевых позиций в трудах, посвященных контенту и редакционной политике «Аль-Джазиры» этого периода и приходит к выводу об активизации манипулятивного подхода к подаче информации в кризисные периоды как наиболее эффективного способа преодоления кризиса без утраты позиций телеканала в медиапространстве. Научная значимость такого вывода состоит во вкладе в общую теорию нормативной журналистики, поскольку установлены закономерности отхода от нормативных принципов в условиях внешнего давления на средство массовой информации.

Биография автора

Ахмед А. И. Алшакарна , Челябинский государственный университет

аспирант кафедры теории медиа факультета журналистики, Челябинский государственный университет,
г. Челябинск, Россия

Библиографические ссылки

Алмашакбех С.С.С. 2018. Медиа-дискурс «Аль-Джазиры» после кризиса осады Катара (на примере йеменского и сирийского конфликтов). Мир науки, культуры, образования, 6(73): 639–640.

Almashakbekh S.S.S. 2018. Media-discourse "al-jazeera's" after the qatar sediments crisis (on the example of yemen and syrian conflicts). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 6(73): 639–640 (in Russian).

Егоров И.С. 2019. Катарский дипломатический кризис: причины и последствия. Социально-гуманитарные знания, 4: 257–263.

Egorov I.S. 2019. Qatari diplomatic crisis: causes and consequences. Social and humanitarian knowledge, 4: 257–263 (in Russian).

Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. 2022. Борьба между катарско-турецким и саудовско-эмиратским блоком за влияние в Афганистане. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 15(2): 240–252. DOI: 10.23932/2542-0240-2022-15-2-13

Khayrullin T.R., Korotaev A.V. 2022. The struggle between the qatari-turkish and saudi-emirati bloc for the influence in Afghanistan. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 15(2): 240–252 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2022-15-2-13

Abdulmajid A. 2019. Media and ideology in the Middle East: A critical discourse analysis. Digest of Middle East Studies, 28 (1): 23–47. DOI: 10.1111/dome.12179

Ajaoud S., Elmasry M.H. 2020. When news is the crisis: Al Jazeera and Al Arabiya framing of the 2017 Gulf conflict. Global Media and Communication, 6(2): 227–242. DOI: 10.1177/1742766520921880.

Al Kasim F. 2005. The Opposite Direction: A Program Which Changed the Face of Arab Television. In: The Al Jazeera Phenomenon: Critical Perspectives on New Arab Media. Ed. M. Zayani. New York, Routledge: 93–105. DOI: 10.4324/9781315636092-5

El-Nawawy M., Iskander A. 2002. Al-Jazeera: How the Free Arab News Network Scooped the World and Changed the Middle East. Cambridge, Westview Press, 228 p.

Guta H.A. 2021. Journalism ethics and conflict-sensitive reporting: The case of Al Jazeera network. In: Global media ethics and the digital revolution, Ed. N. Miladi. London, Routledge: 186–201.

Hassan M.M., Elmasry M.H. 2019. Convergence between platforms in the newsroom. Journalism Practice, 13(4): 476−492. DOI: 10.1080/17512786.2018.1507681

Ittefaq M. 2021. Movements for Change: How Individuals, Social Media and Al Jazeera Are Changing Pakistan, Egypt and Tunisia. International journal of communication, 15: 1875–1878.

Kharbach M. 2020. Understanding the ideological construction of the Gulf crisis in Arab media discourse: A critical discourse analytic study of the headlines of Al Arabiya English and Al Jazeera English. Discourse & Communication, 14: 447–465. DOI: 10.1177/1750481320917576.

Kosárová D. 2020. Al Jazeera and Al Arabiya: Understanding media bias. Politické vedy, 23(4): 87–108. DOI: 10.24040/politickevedy.2020.23.4.87-108

Maziad M. 2021. Qatar in Egypt: The politics of Al Jazeera. Journalism, 22(4): 1067–1087. DOI: 10.1177/1464884918812221

Rabab’ah G., Alali N. 2019. Impoliteness in Reader Comments in Al-Jazeera Channel News Website. Journal of Politeness Research, 16(1): 1–22. DOI: 10.1515/pr-2017-0028

Sadig H.B. 2019. Al Jazeera in the Gulf and in the World: Is It Redefining Global Communication Ethics? Springer Verlag, Singapore, 318 p.

Samuel-Azran T., Manor I. 2022. Empirical support for the Al-Jazeera Effect notion: Al-Jazeera’s Twitter following. International Communication Gazette. DOI: 10.1177/17480485221142466.

Satti M.A. 2020. Al Jazeera Arabic and Al Jazeera English Websites: Agenda-Setting as a Means to Comparatively Analyze Online News Stories. Communication & Society, 33(1): 1–13, DOI: 10.15581/003.33.36535.

Seib P. 2005. Hegemonic no more: Western media, the rise of Al-Jazeera, and the influence of diverse voices. International Studies Review, 7 (4): 601–615. DOI:10.1111/j.1468-2486.2005.00535.x

Wojcieszak M. 2007. Al Jazeera: A challenge to the traditional framing research. International Communication Gazette, 69 (2): 115–128. DOI:10.1177/1748048507074925


Просмотров аннотации: 77

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Алшакарна , А. А. И. (2023). Воззрения арабских исследователей на деятельность телеканала «Аль-Джазиры» периода Катарского дипломатического кризиса. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 205-212. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-205-212

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью