Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия?

Авторы

  • Артем Петрович Гулов Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-449-458

Ключевые слова:

олимпиада, академические конкурсы, реформирование олимпиады, педагогическая олимпиада

Аннотация

Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам является ядром олимпиадного движения, при этом сквозь историю данного феномена наблюдается постоянное расширение конкурсной программы в связи с социокультурными изменениями в обществе. Однако широкий интерес общественности порождает проблему дефицита педагогических кадров, которые могут адекватно и целесообразно готовить к олимпиадным практикам. Широкое привлечение дипломантов интеллектуальных состязаний к педагогической деятельности обуславливает цель нашего исследования – вскрыть значимость проведения педагогических олимпиад для школьников. В исследовании анализируется возможность расширения числа предметов всероссийской олимпиады школьников через включение в программу интеллектуальных состязаний творческих конкурсов по педагогическим наукам. Среди выявленных причин расширить список всероссийской олимпиады школьников – поднятие престижа педагогической профессии, знания по методике и дидактике участников олимпиады, их готовность погружаться в педагогическую деятельность, а также скрытое повышение квалификации действующих школьных учителей, которые готовят обучающихся к олимпиадам. Теоретическая значимость состоит в обогащении педагогического знания об олимпиадном движении и способах раскрытия его потенциала, на практическом уровне результаты исследования могут использоваться как для запуска новых олимпиад по педагогике на уровне вузов, так и для расширения списка предметов всероссийской олимпиады школьников.

Биография автора

Артем Петрович Гулов, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Аксенов С.И., Катушенко О.А. 2023. Развитие студенческого олимпиадного движения как условие обеспечения эргономики образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования, 78(1): 17−21.

Анохина С.В., Назаренко М.Л., Тарасова С.И. 2023. Повышение эффективности процесса организации региональной олимпиады по педагогике с применением инструментов бережливого производства: опыт разработки проекта. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 22(1): 35−44. DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-1-35-44

Гладкая И.В. 2010. Олимпиада по педагогике как этап профессионального становления студентов. Вестник Герценовского университета, 2(76): 72−75.

Гордиенко О.В., Соколова А.А., Иванов О.А., Федоров В.В. 2022. Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(93): 79−91. DOI: 10.37493/2307-907X.2022.6.10

Гревцева Г.Я. 2015. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т13: 4666–4670.

Гулов А.П. 2023. Культурологические основания школьных предметных олимпиад. Педагогика, 87(4): 54−63.

Дозморова Е.В. 2019. Уровневый подход к организации олимпиадных заданий (на примере заданий олимпиады по педагогике). В кн.: Олимпиадное движение педагогической направленности среди школьников и студентов. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 25 ноября 2019 г.). Под ред. Ю.Г. Титовой. Томск, Томский государственный педагогический университет: 25–28.

Малиновская М.П. 2021. Технология организации и опыт проведения педагогической олимпиады. Вестник педагогических инноваций, 2 (62): 86−94. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.09

Мартынов В.Г. 2023. Социально-гуманитарная составляющая образования. Педагогика, 87(5): 5−16.

Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. 2019. Олимпиада по педагогике как средство профориентации школьников. В кн.: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Сборник научных статей III международной научно-практической конференции (Брянск, 18–19 апреля 2019 г.). Под ред. Н.А. Асташовой. Брянск, РИО БГУ; ООО «Новый проект»: 110−115.

Рогожкина Е.М. 2012. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с.

Савинова Н.А., Быкова С.С., Курочкина Л.В. 2018. Всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования по педагогике. Гуманитарные науки и образование, 9-4(36): 164–166.

Сергеева А.А., Ешкина Н.И. 2019. Проблема активизации познавательной деятельности студентов в процессе проведения олимпиады по педагогике в вузе. В кн.: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2019. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 19 августа 2019 г.). Под ред. Ж.В. Мурзиной. Чебоксары, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда»: 276–278.

Султанова К.Г. 2015. Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с.

Шатюк Т.Г. 2015. Из опыта проведения межвузовской олимпиады по основам психологии и педагогики. В кн.: Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Сборник материалов заочной V Всероссийской научно-практической on-line конференции с международным участием (Тверь, 24 ноября − 2 декабря 2015 г.). Под ред. М.А. Крыловой. Тверь, Тверской государственный университет: 96−117.

Antonov Y.S., Antonov M.Y. 2021. Using the mapping method for solving some methodical problems. n: 9th international conference on mathematical modeling: Dedicated to the 75th Anniversary of Professor V.N. Vragov, AIP Conference Proceedings (March 5, 2021), 2328(1): 030002. DOI: 10.1063/5.0044890

Berk S. 2016. Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6): 16–20. DOI: 10.1080/00043125.2016.1224844

Campbell J.R., Walberg H.J. 2010. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests. Roeper Review, 33: 8–17. DOI: 10.1080/02783193.2011.530202


Просмотров аннотации: 35

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Гулов, А. П. (2023). Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия? . Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 449-458. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-449-458

Выпуск

Раздел

Педагогика