Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия?
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-449-458Ключевые слова:
олимпиада, академические конкурсы, реформирование олимпиады, педагогическая олимпиадаАннотация
Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам является ядром олимпиадного движения, при этом сквозь историю данного феномена наблюдается постоянное расширение конкурсной программы в связи с социокультурными изменениями в обществе. Однако широкий интерес общественности порождает проблему дефицита педагогических кадров, которые могут адекватно и целесообразно готовить к олимпиадным практикам. Широкое привлечение дипломантов интеллектуальных состязаний к педагогической деятельности обуславливает цель нашего исследования – вскрыть значимость проведения педагогических олимпиад для школьников. В исследовании анализируется возможность расширения числа предметов всероссийской олимпиады школьников через включение в программу интеллектуальных состязаний творческих конкурсов по педагогическим наукам. Среди выявленных причин расширить список всероссийской олимпиады школьников – поднятие престижа педагогической профессии, знания по методике и дидактике участников олимпиады, их готовность погружаться в педагогическую деятельность, а также скрытое повышение квалификации действующих школьных учителей, которые готовят обучающихся к олимпиадам. Теоретическая значимость состоит в обогащении педагогического знания об олимпиадном движении и способах раскрытия его потенциала, на практическом уровне результаты исследования могут использоваться как для запуска новых олимпиад по педагогике на уровне вузов, так и для расширения списка предметов всероссийской олимпиады школьников.
Библиографические ссылки
Аксенов С.И., Катушенко О.А. 2023. Развитие студенческого олимпиадного движения как условие обеспечения эргономики образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования, 78(1): 17−21.
Анохина С.В., Назаренко М.Л., Тарасова С.И. 2023. Повышение эффективности процесса организации региональной олимпиады по педагогике с применением инструментов бережливого производства: опыт разработки проекта. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 22(1): 35−44. DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-1-35-44
Гладкая И.В. 2010. Олимпиада по педагогике как этап профессионального становления студентов. Вестник Герценовского университета, 2(76): 72−75.
Гордиенко О.В., Соколова А.А., Иванов О.А., Федоров В.В. 2022. Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(93): 79−91. DOI: 10.37493/2307-907X.2022.6.10
Гревцева Г.Я. 2015. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т13: 4666–4670.
Гулов А.П. 2023. Культурологические основания школьных предметных олимпиад. Педагогика, 87(4): 54−63.
Дозморова Е.В. 2019. Уровневый подход к организации олимпиадных заданий (на примере заданий олимпиады по педагогике). В кн.: Олимпиадное движение педагогической направленности среди школьников и студентов. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 25 ноября 2019 г.). Под ред. Ю.Г. Титовой. Томск, Томский государственный педагогический университет: 25–28.
Малиновская М.П. 2021. Технология организации и опыт проведения педагогической олимпиады. Вестник педагогических инноваций, 2 (62): 86−94. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.09
Мартынов В.Г. 2023. Социально-гуманитарная составляющая образования. Педагогика, 87(5): 5−16.
Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. 2019. Олимпиада по педагогике как средство профориентации школьников. В кн.: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Сборник научных статей III международной научно-практической конференции (Брянск, 18–19 апреля 2019 г.). Под ред. Н.А. Асташовой. Брянск, РИО БГУ; ООО «Новый проект»: 110−115.
Рогожкина Е.М. 2012. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с.
Савинова Н.А., Быкова С.С., Курочкина Л.В. 2018. Всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования по педагогике. Гуманитарные науки и образование, 9-4(36): 164–166.
Сергеева А.А., Ешкина Н.И. 2019. Проблема активизации познавательной деятельности студентов в процессе проведения олимпиады по педагогике в вузе. В кн.: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2019. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 19 августа 2019 г.). Под ред. Ж.В. Мурзиной. Чебоксары, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда»: 276–278.
Султанова К.Г. 2015. Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с.
Шатюк Т.Г. 2015. Из опыта проведения межвузовской олимпиады по основам психологии и педагогики. В кн.: Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Сборник материалов заочной V Всероссийской научно-практической on-line конференции с международным участием (Тверь, 24 ноября − 2 декабря 2015 г.). Под ред. М.А. Крыловой. Тверь, Тверской государственный университет: 96−117.
Antonov Y.S., Antonov M.Y. 2021. Using the mapping method for solving some methodical problems. n: 9th international conference on mathematical modeling: Dedicated to the 75th Anniversary of Professor V.N. Vragov, AIP Conference Proceedings (March 5, 2021), 2328(1): 030002. DOI: 10.1063/5.0044890
Berk S. 2016. Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6): 16–20. DOI: 10.1080/00043125.2016.1224844
Campbell J.R., Walberg H.J. 2010. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests. Roeper Review, 33: 8–17. DOI: 10.1080/02783193.2011.530202
Просмотров аннотации: 68
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Артем Петрович Гулов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.