Проблемы подготовки членов школьных управляющих советов
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-474-485Ключевые слова:
государственно-общественное управление, управление образованием, школьное самоуправление, управляющий совет школы, повышение квалификации, мотивацияАннотация
Механизмы реализации модели государственно-общественного управления образовательными организациями активно интересуют российскую научно-педагогическую общественность последнее десятилетие. Структурным элементом этой модели является управляющий совет образовательной организации. Цель работы: выявить теоретические и практические проблемы подготовки членов управляющего совета школы для повышения качества функционирования этой важной структуры государственно-общественного управления образованием. На основе анализа уставов школ и других локальных актов рассматриваются правила создания, структура, функции, состав управляющих советов. Экспертный опрос и анкетирование показали проблему недостаточного уровня подготовки и мотивированности к деятельности членов управляющих советов. Результатом исследования стал вариант программы и формы организации повышения квалификации членов управляющих советов.
Библиографические ссылки
Алферов А.Н. 2020. История формирования государственно-общественного управления в российском образовании и обзор международных практик, участия в нем участников образовательных отношений. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей, 1: 4–12.
Асирян М.А., Кураколов М.А. 2021. Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России. Педагогика, 85(6): 38−41.
Бычков М.А., Положенцева И.В. 2015. Механизмы реализации модели государственно-общественного управления системой подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Стандарты и мониторинг в образовании, 3(3): 61–64. DOI: 10.12737/11854
Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Волков В.Н., Кураченкова И.Х., Сизова М.Б., Шаляпина Т.А., Юдина Н.А., Кавалерчик Т.Л. 2011. Государственно-общественное управление, оценка деятельности школы – инновационные ресурсы развития системы образования. Под ред. И.В. Гришиной, Н.Ю. Конасовой. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 180 с.
Загладина Х.Т. 2021. Смогут ли Управляющие советы помочь вернуть воспитание в школу? ВНЕшкольник, 4(202): 5−7.
Кириленко Н.П. 2018. Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7-4(25): 127–130.
Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Мерцалова Т.А., Шимутина Е.Н., Моисеев А.М. 2015. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. Москва, Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина, 106 с.
Мукабенов А.Э. 2021. Мессенджеры, социальные сети и сайт школы как средства оптимизации ведения диалога между субъектами образовательного процесса. В кн.: Педагогическая наука и современное образование. Доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки (Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года). Под ред. А.Ю. Аксеновой. Санкт-Петербург, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: 164–167.
Реморенко И.М. 2018. Теоретические основы взаимодействия гражданского общества и государства в истории педагогической мысли. Философия образования, 3(76): 91–99. DOI: 10.15372/PHE20180309
Рубцова О.В., Алферов А.Н., Рубцова В.А., Вишняков А.И. 2022. Взаимодействие управляющего совета образовательной организации с органами государственно-муниципального управления. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей, 4: 28–33.
Салаватова А.М. 2022. Государственно-общественное управление образовательной организацией. Образовательный вестник Сознание, 24(3): 25–31. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-25-31
Седельников A.A. 2008. Управляющий совет гражданское участие в управлении образованием. Москва, Чистые пруды, 32 с.
Сеппянен Т.П. 2016. Поддержка инициатив граждан: условия эффективности взаимодействия муниципалитета и общественности. Журнал руководителя управления образованием, 2: 48– 52.
Феклин С.И. 2023. Актуальные проблемы деятельности управляющих советов в городе Москве. В кн.: Актуальные проблемы образовательного права. Сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 2 июня 2023 года). Под ред. Н.М. Ладнушкиной. Москва, Издательство "Саратовский источник" (Саратов): 66–71.
Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. 2015а. Анализ реформы государственно-общественного управления образованием. Педагогика, 9: 17–25.
Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. 2015б. Государственно-общественное управление образованием: результаты и перспективы. Народное образование, 8(1451): 14−19.
Шимутина Е.Н. 2012. Подготовка членов управляющих советов к деятельности в органах государственно-общественного управления в системе общего образования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 26 с.
Шишов С.Е. 2016. Роль государственно-общественного управления образованием в модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров. Стандарты и мониторинг в образовании, 4(1): 3−7. DOI: 10.12737/17980
Шкуров А.Ю. 2023а. Государственно-общественное управление школой: что это значит, веяние времени или реалии современности? Наукосфера, 1 (1): 210–215.
Шкуров А.Ю. 2023б. Государственно-общественное или общественно-государственное управление образовательными организациями: вариация слов или синонимы. Инновационные научные исследования, 1−1(25): 74−85. DOI: 10.5281/zenodo.7559081
Cheng E.C.K., Leung Y.W., Yuen W.W. and Tang H.H.H. 2020. A model for promoting student participation in school governance. International Journal of Educational Management, 34(4): 737–749. DOI: 10.1108/IJEM-06-2019-0186
Gamage D.T. 1993. A review of community participation in school governance: An emerging culture in Australian education. British Journal of Educational Studies, 41(2): 134–149. DOI: 10.1080/00071005.1993.9973956
Gerrard J., Savage G.C. 2022. The governing parent-citizen: dividing and valorising parent labour through school governance. Journal of Education Policy, 37(5): 744–761. DOI: 10.1080/02680939.2021.1877357
Gobby B., Niesche R. 2019. Community empowerment? School autonomy, school boards and depoliticising governance. Australian Educational Researcher, 46: 565–582. DOI: 10.1007/s13384-019-00303-9
Hangartner J., Svaton C.J. 2013. From autonomy to quality management: NPM impacts on school governance in Switzerland. Journal of Educational Administration and History, 45(4): 354−369. DOI: 10.1080/00220620.2013.822352
Leechman G., McCulla N., Field L. 2019. Local school governance and school leadership: practices, processes and pillars. International Journal of Educational Management, 33(7):
–1652. DOI: 10.1108/IJEM-12-2018-0401
Leung W., Yuen T., Cheng E.C.K., Chow J.K.F. 2014. Is student participation in school governance a “Mission impossible”? Journal of Social Science Education, 13(4): 26–40. DOI: 10.2390/jsse-v13-i4-1363
Martin J., McKeon P., Nixon, J., Ranson S. 2000. Community-active management and governance of schools in England and Wales. In: The governance of schooling: Comparative studies of devolved management. Eds. M.A. Arnott, Ch. D. Raab. London, Routledge: 119–137.
Møller J., Skedsmo G. 2013. Modernising education: New Public Management reform in the Norwegian education system. Journal of Educational Administration and History, 45(4): 336–353. DOI: 10.1080/00220620.2013.822353
Wilkins A. 2015. Professionalizing school governance: the disciplinary effects of school autonomy and inspection on the changing role of school governors. Journal of Education Policy, 30(2): 182−200. DOI: 10.1080/02680939.2014.941414
Wilkins A. 2016. Modernising school governance: Corporate planning and expert handling in state education. Routledge, 188 p.
Wei F., Ni Y. 2023. Parent councils, parent involvement, and parent satisfaction: Evidence from rural schools in China. Educational Management Administration & Leadership, 51(1): 198–218. DOI: 10.1177/1741143220968166
Yuen T.W.W., Cheng C.K.E., Guo C., Leung Y.W. 2020. The civic mission of schools and students’ participation in school governance. Asian Education and Development Studies, 9(2): 229−241. DOI: 10.1108/AEDS-06-2019-0095
Просмотров аннотации: 62
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Алексей Юрьевич Шкуров
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.