Проблемы подготовки членов школьных управляющих советов

Авторы

  • Алексей Юрьевич Шкуров Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-474-485

Ключевые слова:

государственно-общественное управление, управление образованием, школьное самоуправление, управляющий совет школы, повышение квалификации, мотивация

Аннотация

Механизмы реализации модели государственно-общественного управления образовательными организациями активно интересуют российскую научно-педагогическую общественность последнее десятилетие. Структурным элементом этой модели является управляющий совет образовательной организации. Цель работы: выявить теоретические и практические проблемы подготовки членов управляющего совета школы для повышения качества функционирования этой важной структуры государственно-общественного управления образованием. На основе анализа уставов школ и других локальных актов рассматриваются правила создания, структура, функции, состав управляющих советов. Экспертный опрос и анкетирование показали проблему недостаточного уровня подготовки и мотивированности к деятельности членов управляющих советов. Результатом исследования стал вариант программы и формы организации повышения квалификации членов управляющих советов.

Биография автора

Алексей Юрьевич Шкуров, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

докторант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, Республика Мордовия, г. Саранск, Россия.

Библиографические ссылки

Алферов А.Н. 2020. История формирования государственно-общественного управления в российском образовании и обзор международных практик, участия в нем участников образовательных отношений. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей, 1: 4–12.

Асирян М.А., Кураколов М.А. 2021. Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России. Педагогика, 85(6): 38−41.

Бычков М.А., Положенцева И.В. 2015. Механизмы реализации модели государственно-общественного управления системой подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Стандарты и мониторинг в образовании, 3(3): 61–64. DOI: 10.12737/11854

Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Волков В.Н., Кураченкова И.Х., Сизова М.Б., Шаляпина Т.А., Юдина Н.А., Кавалерчик Т.Л. 2011. Государственно-общественное управление, оценка деятельности школы – инновационные ресурсы развития системы образования. Под ред. И.В. Гришиной, Н.Ю. Конасовой. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 180 с.

Загладина Х.Т. 2021. Смогут ли Управляющие советы помочь вернуть воспитание в школу? ВНЕшкольник, 4(202): 5−7.

Кириленко Н.П. 2018. Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7-4(25): 127–130.

Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Мерцалова Т.А., Шимутина Е.Н., Моисеев А.М. 2015. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. Москва, Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина, 106 с.

Мукабенов А.Э. 2021. Мессенджеры, социальные сети и сайт школы как средства оптимизации ведения диалога между субъектами образовательного процесса. В кн.: Педагогическая наука и современное образование. Доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки (Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года). Под ред. А.Ю. Аксеновой. Санкт-Петербург, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: 164–167.

Реморенко И.М. 2018. Теоретические основы взаимодействия гражданского общества и государства в истории педагогической мысли. Философия образования, 3(76): 91–99. DOI: 10.15372/PHE20180309

Рубцова О.В., Алферов А.Н., Рубцова В.А., Вишняков А.И. 2022. Взаимодействие управляющего совета образовательной организации с органами государственно-муниципального управления. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей, 4: 28–33.

Салаватова А.М. 2022. Государственно-общественное управление образовательной организацией. Образовательный вестник Сознание, 24(3): 25–31. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-25-31

Седельников A.A. 2008. Управляющий совет гражданское участие в управлении образованием. Москва, Чистые пруды, 32 с.

Сеппянен Т.П. 2016. Поддержка инициатив граждан: условия эффективности взаимодействия муниципалитета и общественности. Журнал руководителя управления образованием, 2: 48– 52.

Феклин С.И. 2023. Актуальные проблемы деятельности управляющих советов в городе Москве. В кн.: Актуальные проблемы образовательного права. Сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 2 июня 2023 года). Под ред. Н.М. Ладнушкиной. Москва, Издательство "Саратовский источник" (Саратов): 66–71.

Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. 2015а. Анализ реформы государственно-общественного управления образованием. Педагогика, 9: 17–25.

Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. 2015б. Государственно-общественное управление образованием: результаты и перспективы. Народное образование, 8(1451): 14−19.

Шимутина Е.Н. 2012. Подготовка членов управляющих советов к деятельности в органах государственно-общественного управления в системе общего образования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 26 с.

Шишов С.Е. 2016. Роль государственно-общественного управления образованием в модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров. Стандарты и мониторинг в образовании, 4(1): 3−7. DOI: 10.12737/17980

Шкуров А.Ю. 2023а. Государственно-общественное управление школой: что это значит, веяние времени или реалии современности? Наукосфера, 1 (1): 210–215.

Шкуров А.Ю. 2023б. Государственно-общественное или общественно-государственное управление образовательными организациями: вариация слов или синонимы. Инновационные научные исследования, 1−1(25): 74−85. DOI: 10.5281/zenodo.7559081

Cheng E.C.K., Leung Y.W., Yuen W.W. and Tang H.H.H. 2020. A model for promoting student participation in school governance. International Journal of Educational Management, 34(4): 737–749. DOI: 10.1108/IJEM-06-2019-0186

Gamage D.T. 1993. A review of community participation in school governance: An emerging culture in Australian education. British Journal of Educational Studies, 41(2): 134–149. DOI: 10.1080/00071005.1993.9973956

Gerrard J., Savage G.C. 2022. The governing parent-citizen: dividing and valorising parent labour through school governance. Journal of Education Policy, 37(5): 744–761. DOI: 10.1080/02680939.2021.1877357

Gobby B., Niesche R. 2019. Community empowerment? School autonomy, school boards and depoliticising governance. Australian Educational Researcher, 46: 565–582. DOI: 10.1007/s13384-019-00303-9

Hangartner J., Svaton C.J. 2013. From autonomy to quality management: NPM impacts on school governance in Switzerland. Journal of Educational Administration and History, 45(4): 354−369. DOI: 10.1080/00220620.2013.822352

Leechman G., McCulla N., Field L. 2019. Local school governance and school leadership: practices, processes and pillars. International Journal of Educational Management, 33(7):

–1652. DOI: 10.1108/IJEM-12-2018-0401

Leung W., Yuen T., Cheng E.C.K., Chow J.K.F. 2014. Is student participation in school governance a “Mission impossible”? Journal of Social Science Education, 13(4): 26–40. DOI: 10.2390/jsse-v13-i4-1363

Martin J., McKeon P., Nixon, J., Ranson S. 2000. Community-active management and governance of schools in England and Wales. In: The governance of schooling: Comparative studies of devolved management. Eds. M.A. Arnott, Ch. D. Raab. London, Routledge: 119–137.

Møller J., Skedsmo G. 2013. Modernising education: New Public Management reform in the Norwegian education system. Journal of Educational Administration and History, 45(4): 336–353. DOI: 10.1080/00220620.2013.822353

Wilkins A. 2015. Professionalizing school governance: the disciplinary effects of school autonomy and inspection on the changing role of school governors. Journal of Education Policy, 30(2): 182−200. DOI: 10.1080/02680939.2014.941414

Wilkins A. 2016. Modernising school governance: Corporate planning and expert handling in state education. Routledge, 188 p.

Wei F., Ni Y. 2023. Parent councils, parent involvement, and parent satisfaction: Evidence from rural schools in China. Educational Management Administration & Leadership, 51(1): 198–218. DOI: 10.1177/1741143220968166

Yuen T.W.W., Cheng C.K.E., Guo C., Leung Y.W. 2020. The civic mission of schools and students’ participation in school governance. Asian Education and Development Studies, 9(2): 229−241. DOI: 10.1108/AEDS-06-2019-0095


Просмотров аннотации: 62

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Шкуров, А. Ю. (2023). Проблемы подготовки членов школьных управляющих советов. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 474-485. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-474-485

Выпуск

Раздел

Педагогика