Наставничество в системе «учитель – учитель»: особенности профессионально-личностного взаимодействия
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-3-301-316Ключевые слова:
педагогическое наставничество, система «учитель – учитель», взаимодействие, профессионально-личностное взаимодействиеАннотация
Наставничество в системе «учитель – учитель» имеет свои особенности, ориентировано на поддержку и взаимообмен знаниями, навыками, опытом. Несмотря на имеющиеся теоретические работы, программно-методические рекомендации по организации наставничества в школе, недостаточно изучен профессионально-личностный аспект взаимодействия между наставником и наставляемым. Цель исследования – выявление особенностей реализации системы наставничества в школе в профессионально-личностном формате взаимодействия «учитель – учитель». Исследование осуществлялось на основе теоретического, нормативного, компаративного анализа, синтеза, классификации и сравнения источниковедческой базы и практического опыта работы. В результате подтверждена значимость наставнической деятельности с учетом опыта разных стран; уточнены понятие, формы и функции наставничества в сфере образования. Определены профессионально-личностные особенности реализации наставничества в формате «учитель – учитель», начиная с подбора наставников, организации реверсивных сессий, открытости коммуникации до развития профессиональных навыков и компетенций, облегчения адаптации и поддержки молодых педагогов в профессиональном самоопределении.
Библиографические ссылки
Список источников
Абрамовских Т.А., Коптелов А.В., Машуков А.В. 2021. Формирование и реализация программ наставничества по модели «Учитель – учитель»: методические рекомендации. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. URL: https://hundred.ucoz.ru/2022/formirovanie_i_ realizacija_programm_nastavnichestv.pdf – EDN VIXTOO (дата обращения: 15 июля 2024).
Ильясов Д.Ф., Кудинов В.В., Селиванова Е.А. [и др.]. 2021. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 100 с.
Наставничество в системе образования России. 2016. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М., Рыбаков Фонд, 153 с. URL: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2021/03/prakticheskoe-posobie-dlya-kuratorov.pdf (дата обращения: 25 июля 2024).
Список литературы
Безрукова Н.А., Цапина Т.Н., Фильченкова А.Д., Сябитова К.С., Челнокова Е.А., Жулькова Ю.Н. 2023. Социально-экономические преимущества наставничества как инструмента повышения качества реализации процессов организации. Modern Economy Success, 4: 26–31.
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. 2019. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда, 3: 4–18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301
Гайнеев Э.Р., Громова Е.М., Масалимова А.Р. 2023. Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров. Профессиональное образование в современном мире. 13(2): 307–317. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-2-13
Галкина Л.А. Зубачева Е.В., Мишина Т.Д. 2023. Развитие профессиональных навыков студентов колледжа в период производственной практики посредством использования наставничества «работодатель – студент». В кн.: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 03 мая 2023 года). Под ред. Ж.В. Мурзиной. Чебоксары, Среда: 57–59.
Гарет Л. 2002. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний. Пер. с англ. А.С. Шагоян. Днепропетровск, Баланс Бизнес Букс, 192 с. (Gareth L. 1996. The Mentoring Manager. Strategies for Fostering Talent and Spreading Knowledge. Pitman, 224 p.)
Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. 2019. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии. Народное образование, 5(1476): 109–115.
Давыдова А.К. 2022. Наставничество: «учитель – учитель». В кн.: Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики. Материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием (Краснодар, 27–29 апреля 2022 года). Под ред. О.Б. Пирожковой, Н.О. Яковлевой, И.С. Бубновой, Е.А. Малышевой, Н.А. Капрановой. Краснодар, Институт развития образования: 33–40.
Дудина Е.А. 2017. Содержание наставничества в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 7(1): 49–62. DOI: 10.15293/2226-3365.1701.04
Дудина Е.А., Поздеева С.И. 2023. Проблема наставничества в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях. Сибирский педагогический журнал, 5: 85–95. DOI: 10.15293/1813-4718.2305.09
Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. 2022. Включение педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов, в неформальное повышение квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 4(53): 5–17.
Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. 2019. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы. Москва, Юрайт, 365 с.
Кузнецова Н.М. 2020. Некоторые подходы к реализации дорожной карты одной из форм программы наставничества «учитель – учитель». Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования, 1(44): 7–9.
Локтюхина Н.В., Назарова У.А., Шабаева С.В. 2019. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт. Непрерывное образование: XXI век, 4(28): 136–151. DOI: 10.15393/j5.art.2019.5155
Мещерякова Т.Ю. 2023. Наставничество как образовательный тренд современности. Актуальные исследования, 37-2(167): 72–75.
Моисеев А.М. 2019. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете. Педагогика: вчера, сегодня, завтра, 2(3): 20–40.
Морита А., Рейнголд Э.М., Симомура М. 1990. «Сделано в Японии»: История фирмы «Сони». Пер. с англ. О.Г. Радыновой, С.В. Щеглова. Москва, Прогресс, 412 с. (Morita A., Reingold E.M., Shimomura M. 1988. Made in Japan: Akio Morita and Sony. Signet, 352 p.)
Панфилова А.П. 2016. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов. Современные технологии управления, 12(72): 11–19. URL: https://sovman.ru/article/7202/ (дата обращения: 25.07.2024).
Пастухова Л.С., Сорокина-Исполатова Т.В. 2013. Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов. Отечественная и зарубежная педагогика, 6(15): 26–31.
Подымова Л.С., Карикина М.М. 2018. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационности педагогов. Научный результат. Педагогика и психология образования, 4(2): 42–51. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-2-0-5
Понятие и значение культуры наставника. 2024. В кн.: Наставничество: общие понятия, культура деятельности, этические нормы. Материалы Всероссийской педагогической конференции. Образовательный Портал «Продлёнка». URL: https://www.prodlenka.org/konferencii /obschepedagogicheskie-temy/nastavnichestvo-obschie-ponjatija-kultura-dejatel (дата обращения: 25.07.2024).
Резанович И.В. 2021. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях. Известия Воронежского государственного педагогического университета, 1(290): 66–69. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_1_66
Руденко И.В., Саркисова И.В. 2021. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан, 5-2(12): 15–20. DOI: 10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003
Синебрюхова В.Л. 2022. Формирование профессиональных умений у будущих учителей начальных классов посредством организации наставничества. Мир науки. Педагогика и психология, 10(6): 40–55. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN622.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
Смольникова Н.С. 1984. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания. Дис. … канд. философ. наук. Свердловск, 160 с.
Фаляхов И.И. 2019a. Опыт Японии в области наставнической деятельности. Форум молодых ученых, 6(34): 1204–1207. URL: https://www.forum-nauka.ru/_files/ugd/b06fdc_bc08acfd9b87 484199f4e86c4a3f40ab.pdf (дата обращения: 25.07.2024)
Фаляхов И.И. 2019б. Особенности подготовки наставников в Германии. Форум молодых ученых. 6(34): 1208–1212. URL: https://www.forum-nauka.ru/_files/ugd/b06fdc_bc08acfd9b874 84199f4e86c4a3f40ab.pdf (дата обращения: 25.07.2024)
Фаляхов И.И. 2019в. Особенности системы наставничества на американских предприятиях. Форум молодых ученых, 6(34): 1196–1199. URL: https://www.forum-nauka.ru/_files/ ugd/b06fdc_bc08acfd9b87484199f4e86c4a3f40ab.pdf (дата обращения: 25.07.2024)
Человская А.С. 2023. Роль наставничества в организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в школе. В кн.: Стратегии профессиональной подготовки учителя иностранных языков в новых образовательных условиях (Саломатовские чтения). Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Нижний Новгород, 21–22 марта 2023 г.). Под ред. В.А. Аристраховой. Нижний Новгород, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова: 216–222.
Шушунова Е.В., Богатырева Ю.И. 2016. Проблема профессионального становления учителя в условиях современного образования. Научный результат. Педагогика и психология образования, 2(4): 63–69. DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-4-63-69
Araya R. 2019. Teacher training, mentoring or performance support systems? In: Advances in Human Factors in Training, Education, and Learning Sciences. Proceedings of the AHFE 2018 International Conference on Human Factors in Training, Education, and Learning Sciences (Orlando, Florida, USA July 21–25, 2018). Eds. S. Nazir, A.-M. Teperi, A. Polak-Sopinska. Springer, Cham: 306–315. DOI: 10.1007/978-3-319-93882-0_30
Brown R.T., Daly B.P., Leong F.T.L. 2009. Mentoring in research: A developmental approach. Professional Psychology: Research and Practice, 40(3): 306–313. DOI: 10.1037/a0011996
Davey R., Ham V. 2010. ‘It’s all about paying attention!’ … but to what? The ‘6 Ms’ of mentoring the professional learning of teacher educators. Professional Development in Education, 36(1–2): 229–244. DOI: 10.1080/19415250903457158
Furlong J., Maynard T. 1995. Mentoring student teachers: The growth of professional knowledge. Psychology Press, 210 p.
Gora K., Hinson J. 2004. Teacher-to-Teacher Mentoring. For Tech Teachers. Learning & Leading with Technology, 31(4): 36–40.
Grassinger R., Porath M., Ziegler A. 2010. Mentoring the gifted: a conceptual analysis. High Ability Studies, 21(1): 27–46. DOI: 10.1080/13598139.2010.488087
Griffiths V., Thompson S., Hryniewicz L. 2010. Developing a research profile: mentoring and support for teacher educators. Professional Development in Education, 36(1): 245–262. DOI: 10.1080/19415250903457166
Juarez-Torres R., Hurst J.L., Hurst R. 2007. Teacher to teacher: Transgenerational mentoring. Teacher Education & Practice, 20(1): 14–30.
Smith R. 2022. Mentoring Teacher-Research: From Situated Practice to ‘Global’ Guidance. In: International Perspectives on Mentoring in English Language Education. International Perspectives on English Language Teaching. Eds. M. Wyatt, K. Dikilitaş. Palgrave Macmillan: 229–247. DOI: 10.1007/978-3-030-99261-3_14
Просмотров аннотации: 55
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Юлия Ивановна Горбатенко, Екатерина Александровна Пузанова, Елена Ивановна Ерошенкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.