Интегрированный и интегративный принципы построения информационно-коммуникативной системы при взаимодействии с аудиторией

Авторы

  • Виктория Алексеевна Шелгинская Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-76-86

Ключевые слова:

социология коммуникации, символический интеракционизм, массовые коммуникации, политическая коммуникация, когнитивные технологии, связи с общественностью, СММ, СМИ, медиатекст, знаково-символические системы

Аннотация

Социокультурные коммуникации, связанные с продвижением ценностей и смыслов, являются важным элементом формирования векторов общественного развития. При этом высок риск некритичного использования имеющихся наработок маркетинговых коммуникаций, что ведет к искажению целевых смыслов, барьерам интерпретации. Это может быть связано с различием самих принципов построения информационно-коммуникативной системы (ИКС), что оставалось за пределами исследовательского внимания. Цель исследования – определить и сравнительно охарактеризовать функциональные и концептуальные различия в информационно-коммуникативных системах взаимодействия с аудиториями, базирующихся на комплексном и многоканальном подходе к их построению. В работе использован структурно-функциональный метод с учетом диалектической взаимосвязи медиацентрического и социоцентрического подходов. Выделены переменные, определяющие принципиальные различия в структуре ИКС: уровень формирования структуры, двойственность приоритетов функционального назначения, характер учета влияния адресата-интерпретатора. Выделено четыре типа проблемных ситуаций при их комбинации. Предложено разделять интегрированный и интегративный принципы построения ИКС, дана их сравнительная характеристика. Результаты вносят вклад в концептуальное развитие предметной области, способствуют снятию противоречий реализации, могут служить основой для разработки прикладных технологий.

Биография автора

Виктория Алексеевна Шелгинская , Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

аспирант кафедры управления персоналом и социологии, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия.

E-mail: victoria.shelg@yandex.ru

Библиографические ссылки

Список литературы

Абрамов С.М., Амелькин С.А., Гагарина Л.Г., Гусейнова И.А., Корнилова Е.Н. 2021. Разработка безбарьерной коммуникативной среды в реальном и виртуальном видах пространства. Медиальманах, 1(102): 16–23. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.1623

Беженцев А.А. 2024. Коммуникативная культура: интегральная модель в публичном управлении. Научный вестник Омской академии МВД России, 30(4(95)): 395–400. DOI: 10.24412/1999-625X-2024-495-395-400

Гундрова А.В. 2021. Трансляция культурных ценностей и смыслов в процессе музейной коммуникации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 3(845): 294–302. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_3_845_294

Гуревич Л.С. 2024. Проблемы перевода культурно детерминированных смыслов: «непереводимые» культурные коды. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 9 (890): 119–126.

Каширина О.В. 2018. Практическая философия управления коммуникацией в контексте культуры времени. Обсерватория культуры, 15(1): 13–20. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-13-20

Луман Н. 1995. Что такое коммуникация? Пер. с нем. Д. Озирченко. Социологический журнал, 3: 114–124. (Luhmann N. 1987. Was ist Kommunikation. Information Philosophic, Marz: 4–16.)

Москалева Л.Ю., Троицкая Е.М. 2023. Современная когнитивная коммуникация Homo educandus в постижении философско-образовательных смыслов. Человеческий капитал, 8(176): 211–216. DOI: 10.25629/HC.2023.08.24

Парахневич Е.В. 2022. Функции этнической журналистики (на примере русскоязычных изданий). Успехи гуманитарных наук, 2: 37–42.

Прохоров А.В., Семишова Е.П., Пядышева Т.Г. 2023. Событийные коммуникации в условиях медиатизации: актуальные проблемы и сферы применения. Неофилология, 34: 427–434. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-2-427-434

Сажина С.Д. 2024. Проблемы семьи и семейного воспитания на современном этапе. Человек. Культура. Образование, 4(54): 68–88. DOI: 10.34130/2233-1277-2024-4-68

Сапан И.Е. 2023. Общественное мнение и публичное пространство: проблема смысловой взаимосвязи в рамках системно-коммуникативного подхода. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 23(2): 103–111. DOI: 10.37482/2687-1505-V250

Сорокина В.С. 2019. Интегрированный контент: влияние на информационное пространство. Коммуникология, 7(3): 136–147. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-3-136-147

Худолеева Е.О. 2024. Мультимедиа и архитектура: эволюция взаимодействия. Architecture and Modern Information Technologies, 3(68): 339–349. DOI: 10.24412/1998-4839-2024-3-339-349

Шарков Ф.И. 2015. Генезис социологических школ и теорий коммуникации. Коммуникология, 4: 15–30.

Hartley B., Pickton D. 1999. Integrated marketing communications requires a new way of thinking. Journal of marketing Communications, 2: 97–106.

Tafesse W., Kitchen P.J. 2017. IMC–an integrative review. International Journal of Advertising, 2: 210–226.

References

Abramov S.M., Amel'kin S.A., Gagarina L.G., Guseinova I.A., Kornilova E.N. 2021. Razrabotka bezbar'ernoi kommunikativnoi sredy v real'nom i virtual'nom vidakh prostranstva [Development of a barrier-free communication environment in real and virtual types of space]. MediaAlmanah, 1(102): 16–23. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.1623

Bezhentsev A.A. 2024. Communicative Culture: an Integrative Model in Public Administration. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 30(4(95)): 395–400 (in Russian). DOI: 10.24412/1999-625X-2024-495-395-400

Gundrova A.V. 2021. Transmission of Cultural Values and Meanings in the Process of Museum Communication. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 3(845): 294–302

(in Russian). DOI: 10.52070/2542-2197_2021_3_845_294

Gurevich L.S. 2024. Culturally determined meanings translation problems: “untranslatable” cultural codes. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 9(890): 119–126 (in Russian).

Kashirina O.V. 2018. Practical Philosophy of Communication Management in the Context

of Time Culture. Observatory of culture, 15(1): 13–20. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-13-20

Luman N. 1995. What is Communication? Trans. from Germ. D. Ozirchenko. Sociological journal, 3: 114–124 (in Russian). (Luhmann N. 1987. Was ist Kommunikation. Information Philosophic, Marz: 4–16.)

Moskalyova L.Yu., Troitskaya E.M. 2023. Modern cognitive communication of homo educandus in comprehension of philosophical and educational meanings. Human capital, 8(176): 211–216

(in Russian). DOI: 10.25629/HC.2023.08.24

Parakhnevich E.V. 2022. Functions of ethnic journalism (by the case of russian-language printed media). Modern Humanities Success, 2: 37–42 (in Russian).

Prokhorov A.V., Semishova E.P., Pyadysheva T.G. 2023. Event communications in the conditions of mediatization: actual problems and applications. Neophilology, 34, 427–434 (in Russian). DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-2-427-434

Sapan I.E. 2023. Public Opinion and Public Space: The Semantic Relationship Within the Systems-Communicative Approach. Vestnik of Nortnern (Arctic) federal university. Series "Humanitarian and social sciences", 23(2): 103–111 (in Russian). DOI: 10.37482/2687-1505-V250

Sazhina S.D. 2024. Problems of Family and Family Education at the Present Stage. Human. Culture. Education, 4(54): 68–88 (in Russian). DOI: 10.34130/2233-1277-2024-4-68

Sorokina V.S. 2019. Integrated Content: the synergistic effect of merging media and social networks and its impact on the information environment. Communicology, 7(3): 136–147 (in Russian). DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-3-136-147

Khudoleeva E.O. 2024. Multimedia and architecture: the evolution of interaction. Architecture and Modern Information Technologies, (68): 339–349 (in Russian). DOI: 10.24412/1998-4839-2024-3-339-349

Sharkov F.I. 2015. Genesis of sociological schools and theories of communication. Communicology, 4: 15–30.

Hartley B., Pickton D. 1999. Integrated marketing communications requires a new way of thinking. Journal of marketing Communications, 2: 97–106.

Tafesse W., Kitchen P.J. 2017. IMC-an integrative review. International Journal of Advertising, 2: 210–226.


Просмотров аннотации: 10

Поделиться

Опубликован

2025-03-30

Как цитировать

Шелгинская , В. А. (2025). Интегрированный и интегративный принципы построения информационно-коммуникативной системы при взаимодействии с аудиторией. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 44(1), 76-86. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-76-86

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью