Интегрированный и интегративный принципы построения информационно-коммуникативной системы при взаимодействии с аудиторией
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-1-76-86Ключевые слова:
социология коммуникации, символический интеракционизм, массовые коммуникации, политическая коммуникация, когнитивные технологии, связи с общественностью, СММ, СМИ, медиатекст, знаково-символические системыАннотация
Социокультурные коммуникации, связанные с продвижением ценностей и смыслов, являются важным элементом формирования векторов общественного развития. При этом высок риск некритичного использования имеющихся наработок маркетинговых коммуникаций, что ведет к искажению целевых смыслов, барьерам интерпретации. Это может быть связано с различием самих принципов построения информационно-коммуникативной системы (ИКС), что оставалось за пределами исследовательского внимания. Цель исследования – определить и сравнительно охарактеризовать функциональные и концептуальные различия в информационно-коммуникативных системах взаимодействия с аудиториями, базирующихся на комплексном и многоканальном подходе к их построению. В работе использован структурно-функциональный метод с учетом диалектической взаимосвязи медиацентрического и социоцентрического подходов. Выделены переменные, определяющие принципиальные различия в структуре ИКС: уровень формирования структуры, двойственность приоритетов функционального назначения, характер учета влияния адресата-интерпретатора. Выделено четыре типа проблемных ситуаций при их комбинации. Предложено разделять интегрированный и интегративный принципы построения ИКС, дана их сравнительная характеристика. Результаты вносят вклад в концептуальное развитие предметной области, способствуют снятию противоречий реализации, могут служить основой для разработки прикладных технологий.
Библиографические ссылки
Список литературы
Абрамов С.М., Амелькин С.А., Гагарина Л.Г., Гусейнова И.А., Корнилова Е.Н. 2021. Разработка безбарьерной коммуникативной среды в реальном и виртуальном видах пространства. Медиальманах, 1(102): 16–23. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.1623
Беженцев А.А. 2024. Коммуникативная культура: интегральная модель в публичном управлении. Научный вестник Омской академии МВД России, 30(4(95)): 395–400. DOI: 10.24412/1999-625X-2024-495-395-400
Гундрова А.В. 2021. Трансляция культурных ценностей и смыслов в процессе музейной коммуникации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 3(845): 294–302. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_3_845_294
Гуревич Л.С. 2024. Проблемы перевода культурно детерминированных смыслов: «непереводимые» культурные коды. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 9 (890): 119–126.
Каширина О.В. 2018. Практическая философия управления коммуникацией в контексте культуры времени. Обсерватория культуры, 15(1): 13–20. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-13-20
Луман Н. 1995. Что такое коммуникация? Пер. с нем. Д. Озирченко. Социологический журнал, 3: 114–124. (Luhmann N. 1987. Was ist Kommunikation. Information Philosophic, Marz: 4–16.)
Москалева Л.Ю., Троицкая Е.М. 2023. Современная когнитивная коммуникация Homo educandus в постижении философско-образовательных смыслов. Человеческий капитал, 8(176): 211–216. DOI: 10.25629/HC.2023.08.24
Парахневич Е.В. 2022. Функции этнической журналистики (на примере русскоязычных изданий). Успехи гуманитарных наук, 2: 37–42.
Прохоров А.В., Семишова Е.П., Пядышева Т.Г. 2023. Событийные коммуникации в условиях медиатизации: актуальные проблемы и сферы применения. Неофилология, 34: 427–434. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-2-427-434
Сажина С.Д. 2024. Проблемы семьи и семейного воспитания на современном этапе. Человек. Культура. Образование, 4(54): 68–88. DOI: 10.34130/2233-1277-2024-4-68
Сапан И.Е. 2023. Общественное мнение и публичное пространство: проблема смысловой взаимосвязи в рамках системно-коммуникативного подхода. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 23(2): 103–111. DOI: 10.37482/2687-1505-V250
Сорокина В.С. 2019. Интегрированный контент: влияние на информационное пространство. Коммуникология, 7(3): 136–147. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-3-136-147
Худолеева Е.О. 2024. Мультимедиа и архитектура: эволюция взаимодействия. Architecture and Modern Information Technologies, 3(68): 339–349. DOI: 10.24412/1998-4839-2024-3-339-349
Шарков Ф.И. 2015. Генезис социологических школ и теорий коммуникации. Коммуникология, 4: 15–30.
Hartley B., Pickton D. 1999. Integrated marketing communications requires a new way of thinking. Journal of marketing Communications, 2: 97–106.
Tafesse W., Kitchen P.J. 2017. IMC–an integrative review. International Journal of Advertising, 2: 210–226.
References
Abramov S.M., Amel'kin S.A., Gagarina L.G., Guseinova I.A., Kornilova E.N. 2021. Razrabotka bezbar'ernoi kommunikativnoi sredy v real'nom i virtual'nom vidakh prostranstva [Development of a barrier-free communication environment in real and virtual types of space]. MediaAlmanah, 1(102): 16–23. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.1623
Bezhentsev A.A. 2024. Communicative Culture: an Integrative Model in Public Administration. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 30(4(95)): 395–400 (in Russian). DOI: 10.24412/1999-625X-2024-495-395-400
Gundrova A.V. 2021. Transmission of Cultural Values and Meanings in the Process of Museum Communication. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 3(845): 294–302
(in Russian). DOI: 10.52070/2542-2197_2021_3_845_294
Gurevich L.S. 2024. Culturally determined meanings translation problems: “untranslatable” cultural codes. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 9(890): 119–126 (in Russian).
Kashirina O.V. 2018. Practical Philosophy of Communication Management in the Context
of Time Culture. Observatory of culture, 15(1): 13–20. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-13-20
Luman N. 1995. What is Communication? Trans. from Germ. D. Ozirchenko. Sociological journal, 3: 114–124 (in Russian). (Luhmann N. 1987. Was ist Kommunikation. Information Philosophic, Marz: 4–16.)
Moskalyova L.Yu., Troitskaya E.M. 2023. Modern cognitive communication of homo educandus in comprehension of philosophical and educational meanings. Human capital, 8(176): 211–216
(in Russian). DOI: 10.25629/HC.2023.08.24
Parakhnevich E.V. 2022. Functions of ethnic journalism (by the case of russian-language printed media). Modern Humanities Success, 2: 37–42 (in Russian).
Prokhorov A.V., Semishova E.P., Pyadysheva T.G. 2023. Event communications in the conditions of mediatization: actual problems and applications. Neophilology, 34, 427–434 (in Russian). DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-2-427-434
Sapan I.E. 2023. Public Opinion and Public Space: The Semantic Relationship Within the Systems-Communicative Approach. Vestnik of Nortnern (Arctic) federal university. Series "Humanitarian and social sciences", 23(2): 103–111 (in Russian). DOI: 10.37482/2687-1505-V250
Sazhina S.D. 2024. Problems of Family and Family Education at the Present Stage. Human. Culture. Education, 4(54): 68–88 (in Russian). DOI: 10.34130/2233-1277-2024-4-68
Sorokina V.S. 2019. Integrated Content: the synergistic effect of merging media and social networks and its impact on the information environment. Communicology, 7(3): 136–147 (in Russian). DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-3-136-147
Khudoleeva E.O. 2024. Multimedia and architecture: the evolution of interaction. Architecture and Modern Information Technologies, (68): 339–349 (in Russian). DOI: 10.24412/1998-4839-2024-3-339-349
Sharkov F.I. 2015. Genesis of sociological schools and theories of communication. Communicology, 4: 15–30.
Hartley B., Pickton D. 1999. Integrated marketing communications requires a new way of thinking. Journal of marketing Communications, 2: 97–106.
Tafesse W., Kitchen P.J. 2017. IMC-an integrative review. International Journal of Advertising, 2: 210–226.
Просмотров аннотации: 10
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Виктория Алексеевна Шелгинская

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.