Экспликация когнитивной модели «мать – воспитатель» в русской лингвокультуре

Авторы

  • Юрченко Марина Геннадьевна Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-395-406

Ключевые слова:

когнитивная модель, концепт, концептуальная структура, ментальность, языковая картина мира, лингвокультурология

Аннотация

Роль матери как воспитателя является важным объектом исследования в социальной, культурной и лингвистической науке, так как отражает изменения в восприятии семейных ролей и воспитания. Однако недостаток комплексных исследований когнитивной модели «мать – воспитатель» в русской лингвокультуре оставляет пробелы в понимании того, как этот концепт эволюционировал в языке и культуре. Целью исследования является выявление ключевых особенностей и стереотипов экспликации модели «мать – воспитатель» в русской лингвокультуре, а также определение изменений восприятия материнской роли в различные исторические эпохи/ В ходе исследования установлено, что концепт «мать – воспитатель» менялся с учетом социальных и культурных изменений, что отразилось в языке через метафоры, фразеологизмы и когнитивные карты. Полученные результаты вносят вклад в систематизацию и анализ этой модели, что расширяет понимание взаимодействия языка и социальной роли матери в разных исторических контекстах.

Биография автора

Юрченко Марина Геннадьевна, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации
Б.Н. Ельцина
Бишкек, Кыргызская Республика
E-mail: m4rinaiurchenko@yandex.ru

Библиографические ссылки

Список источников

Аксаков С.Т. 1982. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники. В кн.: С.Т. Аксаков. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. М., Художественная литература. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Архангельский А. 2006. 1962: послание к Тимофею. В кн.: Архангельский А. 1962. М., ОГИ. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Архиепископ Платон (Левшин). 1780. Слово при освящении храма. В кн.: Поучительные слова и другие сочинения от Московской Академии впечатанные. М., http://www.stsl.ru/lib/platon5/index.php – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Астафьев В. 1999. Затеси. Новый мир, № 8. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 03.04.2025).

Бекетова М.А. 2005. В цепях тягостной свободы... Роман-газета, № 2. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Бехтерева Н.П. 1999. Магия мозга и лабиринты жизни. М., Нотабене. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Благово Д.Д. 1989. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., Наука. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Брат. 2003. Сельская новь, № 9. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Вести. 1910. Новое время. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Владимова С. 1978. Лауреат. Человек и закон, № 3. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Генерал от нефти. 2003. Вслух о…, 30.04.2003, № 4. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Горянов М. 1980. Штраф за братика, или демография по-пекински. Работница, № 1. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 03.04.2025).

Заречнева Е.Н. 2011. Учитель. В кн.: Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 8. Волгоград, Парадигма: 281–291.

Карамзин Н.М. 1997. История государства Российского: Том 1 (1803-1818) – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Ковальская Г. 2003. Облава. Еженедельный журнал. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Костомаров Н.И. 1875. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск второй: XV-XVI столетия (1862-1875). – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Кропоткин П.А. 1925. Нравственные начала анархизма. В кн.: Кропоткин П.А. Век ожидания. Сборник статей. М.-Л., – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Крупин В. 1992. Как только, так сразу. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Лажечников И.И. 1856. Беленькие, черненькие и серенькие. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Леонтьев К.Н. 2002. Моя литературная судьба. Воспоминания. М., Русская книга. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Лухманова Н.А. 1997. Девочки. В кн.: Сборник повестей. Состав Е. Путиловой. М., ТЕРРА. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 03.04.2025).

Макаренко А.С. 1971. [О Книге для родителей] (Выступление А. С. Макаренко на Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе 9 мая 1938 г.). В кн.: Собрание сочинений в пяти томах. Том IV. Библиотека Огонек, изд. Правда. М. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Национальный корпус русского языка. 2003–2025. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 03.04.2025).

Никулин Ю. 2013. Сельские дороги Елены Мироновой (12.04.2013). В кн.: Новгородские ведомости. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Определения Священного Синода. 2004. Журнал Московской патриархии, № 8. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Розоруев В. 2012. Дело Дютру. Криминальный отдел, № 5. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Российский Фонд Помощи. 2002. Домовой, 04.01.2002, № 1. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Рубина Д. 2002. Двойная фамилия. В кн.: Дом за зеленой калиткой. М., Вагриус. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Слаповский А. 2000. Гибель гитариста (1994-1995). В кн.: День денег. – М., Вагриус. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Соловьев-Андреевич Е.А. 1997. Дмитрий Писарев. Его жизнь и литературная деятельность. В кн.: Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров. Биогр. Повествования. Челябинск, Урал. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Тамм И.И. 1998. Воспоминания дочери. В кн.: Капица, Тамм, Семенов. М., Вагриус – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Толстой Л.Н. 2003. Воскресение. В кн.: Русская литература XIX века: большая хрестоматия. М., ИДДК. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 03.04.2025).

Трубецкой В.С. 1991. Записки кирасира: Мемуары. — М., Россия, 1991 – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Филиппов М.М. 1891. Готхольд Эфраим Лессинг. Его жизнь и литературная деятельность. В кн.: Готхольд Эфраим Лессинг. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк М.М. Филиппова c портретом Лессинга гравированным в Лейпциге Геданом, Санкт-Петербург: тип. газ. Новости, http://az.lib.ru/f/filippow_m_m/ – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Форш О. 1980. Одеты камнем. Михайловский замок: Романы. ― Л., Худож. лит. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Ханга Е. 2001. Про всё. ― М., Вагриус. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Шульгин В.В. 2002. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., Олма-пресс. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Шуляк С.И. 2013. Квартира номер девять. Роман с чертовщиной. Волга, № 1 – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Ямпольский М. 1993. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., РИК Культура. – Национальный корпус русского языка: поиск (дата обращения: 06.04.2025).

Список литературы

Гуляева Ю.А., Никитина Е.Б. 2013. Влияние эмоционального выгорания на метафорическую репрезентацию концептов «Учитель», «Ученик». Филологический класс, 3(33): 59–61.

Димитриева О.А. 2017. Концепты педагогика и воспитание в педагогическом сочинении

Г.Н. Волкова «Педагогика любви». Научный диалог, 6: 29–42. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-6-29-42

Доморенко А.С. 2020. Концепт «учитель» в романе Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда».

В кн.: Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Сборник статей

IX Международной научной конференции молодых ученых, посвященной 90-летнему юбилею кафедры иностранных языков (Екатеринбург, 07 февраля 2020 г.). Под ред.

Ж.А. Храмушиной, А.С. Поршневой, C.А. Ивановой, С.К. Пестерева. Ч. 2: Современные проблемы изучения истории и теории литературы. Екатеринбург, Издательство УМЦ–УПИ: 192–200.

Жанцанова М.Г., Дагбаев Д.Э. 2019. Концепт «учитель» в современной лингвистике. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2: 32–36.

Заречнева Е.Н. 2006. Региональный аспект в когнитивном исследовании концепта «учитель». В кн.: Региональный компонент в школьном образовании. Материалы краевой научно-практической конференции (Барнаул, 22–23 марта 2006 г.). Барнаул, Изд-во АКИПКРО: 141–145.

Заречнева Е.Н. 2008. Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект. Мир науки, культуры, образования, 3(10): 52–56.

Заречнева Е.Н. 2009. Эмоционально-оценочный компонент концепта «учитель» (на материале исследования обыденного сознания учащихся). Филология и человек, 2: 163–169.

Ирисова А.Т. 2017. Концепт «учитель» в языковой картине мира. Интолимп, 27 августа 2017 г. URL: https://intolimp.org/publication/kontsiept-uchitiel-v-iazykovoi-kartinie-mira.html (дата обращения: 06.04.2025).

Исупов К.Г. 2002. Культурный концепт «учитель/ученик» на фоне русской «правды». В кн.: Серия “Symposium”. Диалог в образовании: посвящено профессору А.П. Валицкой. Сборник материалов конференции (Санкт-Петербург, 2002). Под ред. Д.У. Орлова, К.С. Пигрова,

А.К. Секацкого. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское философское общество: 27–44.

Кабаченко Е.Г. 2009. Концепт «Учитель» и «Ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент). Лингвокультурология. 3: 83–91. URL: clck.ru/3GDxdC (дата обращения: 06.04.2025).

Кан Е.В. 2015. Концепт «учитель» в русской лингвокультуре. Гуманитарные научные исследования, 12(52): 243–245. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13263 clck.ru/3GDxdC (дата обращения: 03.04.2025).

Костерина А.Б., Фатеева Н.А. 2014. Концепт «учитель – ученик» в художественных культурах России, Запада и Востока. В кн.: Креативность гуманитарного образования: духовно-ценностные и интеллектуальные аспекты. Сборник трудов 11-ой международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20–21 ноября 2014 г.). Под ред. С.З. Гончарова. Екатеринбург, Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета: 240–247.

Пименова М.В. 2016. Ментальность народа сквозь призму слов: словарь образов. В кн.: Лингвокультура и концептуальное пространство языка. Вып. 10. Концептуальный и лингвальный миры. Под ред. О.Н. Морозовой, М.В. Пименовой. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина: 48–58.

Смыслова С.В. 2007. Концепт «учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа

XIX–XX веков. Дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 250 с.

Тарасова И.А. 2018. Концепт «учитель» в сознании студентов-педагогов. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(2(26)): 194–197. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-194-197

Толочко О.В. 1999. Образ как составляющая концепта «школа». В кн.: Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Сборник научных трудов. Под ред. В.И. Карасика. Волгоград, Перемена: 178–181.

Толочко О.В., Слышкин Г.Г. 2000. Концепт «отличник» в русской картине мира. В кн.: Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И.В. Сентенберг. Сборник научных трудов. Под ред. В.И. Карасика. Волгоград, Перемена: 79–84.

Черник В.Б. 2000. Учительница в классе: речевые и поведенческие стереотипы. В кн.: Русская женщина 3. От кухарки до музы: женщина в культуре. Материалы теоретического семинара (Екатеринбург, 24 мая 2000 г.). Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А.М. Горького: 131–135.

References

Gulyaeva Y.A., Nikitina E.B. 2013. Influence of the "emotional burning" of the teachers on the metaphoric representative concepts "teachers", "pupils". Philological Class, 3(33): 59–61 (in Russian).

Dimitriyeva O.A. 2017. Concepts PEDAGOGY and EDUCATION in G. N. Volkov’s “Ped-agogy of Love”. Nauchnyy dialog, 6: 29–42 (in Russian). DOI: 10.24224/2227-1295-2017-6-29-42

Domorenko A.S. 2020. “Teacher” Concept in Ludwig Tieck’s “Franz Sternbalds Wanderungen”. In: Aktual'nye voprosy filologicheskoi nauki XXI veka [Actual issues of philological science of the XXI century]. Collection of articles of the IX International scientific conference of young scientists dedicated to the 90th anniversary of the Department of Foreign Languages (Ekaterinburg, February 7, 2020). Eds. Zh.A. Khramushina, A.S. Porshneva, C.A. Ivanova, S.K. Pesterev. Part 2: Sovremennye problemy izucheniya istorii i teorii literatury [Modern problems of studying the history and theory of literature]. Ekaterinburg, Publ. Izdatel'stvo UMTs–UPI: 192–200.

Zanzanova M.G., Dagbaev D.E. 2019. Concfept “teacher” in the modern linguistics. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, 2: 32–36.

Zarechneva E.N. 2006. Regional'nyi aspekt v kognitivnom issledovanii kontsepta «uchitel'» [Regional aspect in cognitive study of the concept "teacher"]. In: Regional'nyi komponent v shkol'nom obrazovanii [Regional component in school education]. Materials of the regional scientific and practical conference (Barnaul, March 22-23, 2006). Barnaul, Publ. Izd-vo AKIPKRO: 141–145.

Zarechneva E.N. 2008. Experiment research of the concept “teacher”: linguistic-cultural aspect. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 3(10): 52–56.

Zarechneva E.N. 2009. Emotsional'no-otsenochnyi komponent kontsepta «uchitel'» (na materiale issledovaniya obydennogo soznaniya uchashchikhsya) [Emotional-evaluative component of the concept “teacher” (based on the study of everyday consciousness of students)]. Filologiya i chelovek, 2: 163–169.

Irisova A.T. 2017. Kontsept "uchitel'" v yazykovoi kartine mira [The concept of "teacher" in the linguistic picture of the world]. Intolimp, August 27, 2017. URL: https://intolimp.org/publication/kontsiept-uchitiel-v-iazykovoi-kartinie-mira.html (accessed: 06.04.2025).

Isupov K.G. 2002. Kul'turnyi kontsept "uchitel'/uchenik" na fone russkoi "pravdy" [The cultural concept of "teacher/student" against the background of Russian "truth"]. In: Seriya “Symposium”. Dialog v obrazovanii: posvyashcheno professoru A.P. Valitskoi [Series "Symposium". Dialogue in education: dedicated to professor A.P. Valitskaya]. Collection of conference materials (St. Petersburg, 2002). Eds. D.U. Orlov, K.S. Pigrov, A.K. Sekatsky. St. Petersburg, Publ. Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo: 27–44.

Kabachenko E.G. 2009. Concepts “teacher” and “pupil” in the minds of present-day teachers (figurative component). Lingvokul'turologiya, 3: 83–91. URL: clck.ru/3GDxdC (accessed: 06.04.2025).

Kan E.V. 2015. The concept of "teacher" in Russian lingvokulture. Humanities scientific researches, 12(52): 243–245 (in Russian). URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13263 clck.ru/3GDxdC (accessed: 03.04.2025)

Kosterina A.B., Fateeva N.A. 2014. The concept "teacher – student" in the art cultures of Russia, West and East. In: Kreativnost' gumanitarnogo obrazovaniya: dukhovno-tsennostnye i intellektual'nye aspekty [Creativity of humanitarian education: spiritual, value and intellectual aspects]. Collection of papers of the 11th international scientific and practical conference (Ekaterinburg, November 20-21, 2014). Ed. S.Z. Goncharov. Ekaterinburg, Publ. Izdatel'stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta: 240–247.

Pimenova M.V. 2016. The mentality of the people through the words` prism: dictionary of images. In: Lingvokul'tura i kontseptual'noe prostranstvo yazyka [Linguistic culture and conceptual space of language]. Iss. 10. Kontseptual'nyi i lingval'nyi miry [Conceptual and lingual worlds]. Eds.

O.N. Morozova, M.V. Pimenova. St. Petersburg, Publ. Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A.S. Pushkina: 48–58.

Smyslova S.V. 2007. Kontsept "uchitel'" v russkom pedagogicheskom diskurse rubezha XIX–XX vekov [The concept of "teacher" in Russian pedagogical discourse at the turn of the 19th–20th centuries]. Dis. … Cand. Philol. Sciences. Tyumen, 250 p.

Tarasova I.A. 2018. The "Teacher" Concept in the Consciousness of Students of the Faculty of Education. Izvestiya of Saratov University (N. S.), Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 7(2(26)): 194–197 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-194-197

Tolochko O.V. 1999. Obraz kak sostavlyayushchaya kontsepta «shkola» [Image as a component of the concept "school"]. In: Yazykovaya lichnost': problemy lingvokul'turologii i funktsional'noi semantiki [Linguistic personality: problems of linguacultural studies and functional semantics]. Collection of scientific papers. Ed. V.I. Karasik. Volgograd, Publ. Peremena: 178–181.

Tolochko O.V., Slyshkin G.G. 2000. Kontsept «otlichnik» v russkoi kartine mira [The concept of "excellent student" in the Russian picture of the world]. In: Yazykovaya lichnost': problemy kreativnoi semantiki [Language personality: problems of creative semantics]. On the 70th anniversary of Professor I.V. Sentenberg. Collection of scientific papers. Ed. V.I. Karasik. Volgograd, Publ. Peremena: 79–84.

Chernik V.B. 2000. Uchitel'nitsa v klasse: rechevye i povedencheskie stereotipy [The teacher in the classroom: speech and behavioral stereotypes]. In: Russkaya zhenshchina 3. Ot kukharki do muzy: zhenshchina v kul'ture [Russian woman 3. From cook to muse: woman in culture]. Materials of the theoretical seminar (Ekaterinburg, May 24, 2000). Ekaterinburg, Publ. Ural'skii gosudarstvennyi universitet im. A.M. Gor'kogo: 131–135.


Просмотров аннотации: 7

Поделиться

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Марина Геннадьевна, Ю. (2025). Экспликация когнитивной модели «мать – воспитатель» в русской лингвокультуре. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 44(2), 395-406. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-395-406

Выпуск

Раздел

Языкознание