Международные информационные агентства ТАСС, РИА Новости, Associated Press: историческая ретроспектива, особенности деятельности, задачи
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2025-44-2-261-271Ключевые слова:
международное вещание, международная журналистика, иновещание, международные информационные агентства, международная информация, Алексей Волин, Михаил Гусман, Денис Трунов, РИА Новости, Совинформбюро, АПН, ИТАР ТАСС, Reuters, Associated PressАннотация
Информационные агентства многие десятилетия играют ключевую роль в формирования информационной картины мира. Тем не менее опыт информационных агентств в исторической ретроспективе остается недостаточно изученным. Цель исследования состоит в выявлении особенностей деятельности двух российских агентств РИА Новости и ТАСС и американского видеоагентства Associated Press в исторической ретроспективе. Результаты экспертных интервью с руководителями агентств и старшим административных корпусом, проведенных в 2022 году, позволили выявить сходства (преодоление переходного периода начала 90-х годов и выход на новый технологический уровень) и различия (каждое агентство нашло свою профессиональную нишу). В работе описан опыт профессиональной деятельности и творческие биографи руководителей российских и международных информационных агентств. Сделан вывод о том, что задачи, а также административные и творческие изменения информационных агентств РИА Новости, ТАСС и Associated Press основаны на исторических предпосылках, что позволило агентствам сохранить самобытность, уникальность и востребованность аудитории.
Библиографические ссылки
Список литературы
Битюцкая В.В. 2023. Советская журналистика 1960–1980-х гг. и российская журналистика 1990-х гг.: исторические мифы и реальная практика корреспондентов. Вопросы теории и практики журналистики, 12(2): 248–262. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).248-262
Бриггз А., Кобли П., Сабин Р. и др. 2005. Медиа. Введение. Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Под ред. А. Бриггз, П. Кобли. Москва, Юнити-Дана, 549 с. (Briggs A., Cobley P. 2002.The Media: An Introduction. Longman, 520 p.)
Вартанова Е.Л. 2002. Современная медиаструктура. В кн.: Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации постсоветской России. Под ред. Я.Н. Засурского. Москва, Аспект пресс: 10-85.
Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. 2013. Типология информационных агентств. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 3: 6–30.
Вартанова Е.Л. 2024. Функции журналистики: традиционные и актуальные подходы. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 49(6): 3–30. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.6.2024.330
Виниченко В.М. 2006. Рождение "перевернутой пирамиды": пять ответов на один вопрос. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5: 85–93.
Дмитриев О.А. 2021. Типология международных альтернативных медиа в начале XXI века. Знак: проблемное поле медиаобразования, 2(40): 55–62. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10206
Кин Дж. 1993. Средства массовой информации и демократия. Пер. с англ. Москва, Наука, 167 с. (Keane Jo. 1991. The media and democracy. Polity Press, 216 p.)
Кузнецов Н.М. 2022. SHARP POWER и внешняя политика США: сочетание несочетаемого. Власть, 30(1): 146–151. DOI: 10.31171/vlast.v30i1.8798
Орлова В.В. 2003. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. Москва, РИП-Холдинг, 165 с.
Сапунов В.И. 2006. Зарубежные информационные агентства. Москва, Изд. Михайлова В.А., 382 с.
Тоффлер Э. 2002. Третья волна. Пер. с англ. С. Барабанова, К. Бурмистрова, Л. Бурмистровой и др. Москва, АСТ: 19–776. 784 с.
Тупицына И.Н., Мириманов Д.А. 2008. Социокультурная миссия телеканала Russia Today. Ученые записки Российского государственного социального университета, 2(58): 85–92.
Boumans J.W., Trilling D., Vliegenthart R., Boomgaarden H.G. 2018. The Agency Makes the (Online) News World go Round: The Impact of News Agency Content on Print and Online News. International Journal of Communication, 12: 1768–1789.
Codding G.A. 1959. Broadcasting without barriers. Paris, UNESCO, 167 p.
Jääskeläinen A., Yanatma S. 2020. How do Media-Owned National News Agencies Survive in the Digital age? Business Diversification in Austria Presse Agentur, Press Association and Tidningarnas Telegrambyrå. Journalism, 21(2): 1877–1895. DOI: 10.1177/1464884919883492
Johnston J., Forde S. 2011. The Silent Partner: News Agencies and 21st-Century News. International Journal of Communication, 5: 195–214.
Paterson C.A. 2011. The international television news agencies: The world from London. Peter Lang, 183 p.
Schiller H.I. 1992. Mass Communications and the American Empire. Boulder, Colo., Westview Press, 75 p.
Tomlinson J. 1991. Cultural Imperialism. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 187 p.
Vogler D., Udris L., Meissner F., Sievert H. 2024. The Elephant(s) in the Newsroom: A Mixed Methods Study on the Use of News Agency Material. Journalism Practice, 1–21. DOI: 10.1080/17512786.2024.2415541
References
Bityutskaya V.V. 2023. Soviet Journalism of the 1960s–1980s and Russian Journalism of the 1990s: Historical Myths and Real Correspondents Practice. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 12(2): 248–262 (in Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).248-262.
Briggz A., Kobli P., Sabin R. i dr. 2005. Media. Vvedenie [Media. Introduction]. Transl. from English Yu. V. Nikulichev. Ed. A. Briggz, P. Kobli. Moscow, Publ. Yuniti-Dana, 549 p. (Briggs A., Cobley P. 2002.The Media: An Introduction. Longman, 520 p.)
Vartanova E.L. 2002. Sovremennaya mediastruktura [Modern media structure]. In: Zasurskii Ya. N. i dr. Sredstva massovoi informatsii postsovetskoi Rossii [Mass media of post-Soviet Russia]. Ed. Ya. N. Zasursky. Moscow, Publ. Aspekt press: 10-85.
Vartanova E.L., Frolova T.I., Viren G.V. The Typology of Information Agencie. Lomonosov journalism journal, 3: 6–30 (in Russian).
Vartanova E.L. 2024. Functions of Journalism: Traditional and New Approaches. Lomonosov journalism journal, 6: 3–30 (in Russian). DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.6.2024.330
Vinichenko V.M. 2006. Rozhdenie "perevernutoi piramidy": pyat' otvetov na odin vopros [The Birth of the "Inverted Pyramid": Five Answers to One Question]. Lomonosov journalism journal, 5: 85–93.
Dmitriev O.A. 2021. Multimedia Tools in International Alternative Media. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2(40): 55–62 (in Russian). DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10206
Kin Dzh. 1993. Sredstva massovoi informatsii i demokratiya [The media and democracy]. Translated from English. Moscow, Nauka, 167 p. (Keane Jo. 1991. The media and democracy. Polity Press, 216 p.)
Kuznetsov N.M. 2022. Sharp Power and U.S. Foreign Policy: a Combination of the Incombinatible? The Authority, 30(1): 146–151 (in Russia). DOI: 10.31171/vlast.v30i1.8798
Orlova V.V. 2003. Global'nye teleseti novostei na informatsionnom rynke [Global news television networks in the information market]. Moscow, Publ. RIP-Kholding, 165 p.
Sapunov V.I. 2006. Zarubezhnye informatsionnye agentstva [Foreign information agencies]. Moscow, Publ. Izdatel'stvo Mikhailova V.A., 382 p.
Toffler E. 2002. Tret'ya volna [The Third Wave]. Trans. from English S. Barabanov, K. Burmistrov, L. Burmistrova, Z. Zaritovskoi, E. Komarova, N. Krotovskaya, V. Kulagina-Yartseva, A.M. Mikisha, I. Moskvina-Tarkhanova, E. Rudneva, K. Tatarinova, N. Khmelik, K.Yu. Burmistrov et al. In: Toffler E. Tret'ya volna [The Third Wave]. Moscow, Publ. AST: 19–776.
Tupitsyna I.N., Mirimanov D.A. 2008. Sotsiokul'turnaya missiya telekanala Russia Today [Sociocultural mission of the Russia Today TV channel]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, 2(58): 85–92.
Boumans J.W., Trilling D., Vliegenthart R., Boomgaarden H.G. 2018. The Agency Makes the (Online) News World go Round: The Impact of News Agency Content on Print and Online News. International Journal of Communication, 12: 1768–1789.
Codding G.A. 1959. Broadcasting without barriers. Paris, UNESCO, 167 p.
Jääskeläinen A., Yanatma S. 2020. How do Media-Owned National News Agencies Survive in the Digital age? Business Diversification in Austria Presse Agentur, Press Association and Tidningarnas Telegrambyrå. Journalism, 21(2): 1877–1895. DOI: 10.1177/1464884919883492
Johnston J., Forde S. 2011. The Silent Partner: News Agencies and 21st-Century News. International Journal of Communication, 5: 195–214.
Paterson C.A. 2011. The international television news agencies: The world from London. Peter Lang, 183 p.
Schiller H.I. 1992. Mass Communications and the American Empire. Boulder, Colo., Westview Press, 75 p.
Tomlinson J. 1991. Cultural Imperialism. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 187 p.
Vogler D., Udris L., Meissner F., Sievert H. 2024. The Elephant(s) in the Newsroom: A Mixed Methods Study on the Use of News Agency Material. Journalism Practice, 1–21. DOI: 10.1080/17512786.2024.2415541
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Дмитрий Александрович Мириманов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.