Reception of Marienhof’s prose in soviet journalism at 1926–1929-ies
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-356-366Keywords:
S.A. Esenin, soviet journalism, journalism of Russian emigrants, A novel without lies, Ogoniok magazine, N.I. Bukharin, L.D. Trotsky, novel CynicsAbstract
Analysis of the political context plays an important role in studying the history of journalism, especially in the Soviet period. Despite numerous studies of imagism, there are no studies of the political reasons for rejection of A. B. Marienhoff's prose. The purpose of this research is to analyze the reception in Russian-language journalism in 1926-1929 of Marienhoff's works "Memories of Yesenin", "novel without lies", "Cynics". The author examines the influence of political events in the USSR on the reception of Marienhoff's works and his literary reputation. It is concluded that the reaction to the "novel without lies", largely dictated by the article N.And. Bukharin "Evil notes" generated discussion about what should be a Soviet writer; the publication of the novel "the Cynics" in the foreign publisher made rather formal reason for persecution Mariengof, the real reason critics of the novel was the ambiguity of the message of the work itself and the prevailing image of the author as a negative character in the world of Soviet literature.
References
Адамович Г.В. 1929. Воспоминания о Есенине. Иллюстрированная Россия, 26 (215). 22 июня. Париж.
Айхенвальд Ю.И. 1927. Литературные заметки. Руль, 2005. 6 июля. Берлин: 2–3.
Айхенвальд Ю.И. 1928. Литературные заметки. Руль, 2430. 21 ноября. Берлин: 2-3.
Архангельский А.Г., Пустынин М.Я. 1927. Вранье без романа. На литературном посту, 20: 125-126.
[Б.п.]. 1929. Покаяние Мариенгофа. Воля России, 12: 134-135.
Бунин И.А. 1927. Самородки. Возрождение, 800. 11 августа. Париж: 12-19.
Бухарин Н.И. 1927. Злые заметки. Октябрь, 2: 131-137.
Воронский А.К. 1924. Литературные силуэты. Сергей Есенин. Красная новь, 1: 271-289.
Д.Н. 1929. За Пильняком и Замятиным – Мариенгоф. Красная вечерняя газета, 4. 19 октября.
Демидов О.В. 2019. Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов: биография. Под ред. Е.Шубиной, М., Издательство АСТ, 749 с.
Катаев В.П. 1981. Алмазный мой венец. М., Советский писатель, 528 c.
Кут А. 1929. Почему писатели не едут в провинцию. Работа и искусство, 3. 4 декабря.
Лавренев Б.А. 1925. Казненный дегенератами. Красная газета (веч. вып.), 315. 30 декабря.
Ленин В.И. 1988. Письмо к съезду. В кн. Избранные произведения. М., Издательство политической литературы: 440-443.
Луначарский А.В. 1927. Вступительная статья. В кн. О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. Сб. статей под ред. А. Жарова. Л., Прибой: 3-13.
Мариенгоф А.Б. 1926. Воспоминания о Есенине. М., Огонёк, 55 с.
Мариенгоф А.Б. 1927. Роман без вранья. М., Прибой, 155 с.
Мариенгоф А. 1929. О романе А. Мариенгофа «Циники». Письмо А. Мариенгофа в правление Московского отдела Всероссийского Союза советских писателей от 1 ноября 1929 г. Литературная газета, 29. 4 ноября.
Мельникова-Папоушкова Н.Ф. 1929. Рецензия. Воля России, 1: 135-136.
О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. 1927. Сб. статей под ред. А. Жарова. Л., Прибой, 146 с.
Панов И. 1929. За большевизацию советской литературы (к политическим итогам пленума РАППа). Рост, 1: 86-87.
Постановление правления Московского отдела Всероссийского Союза советских писателей от 2 ноября 1929 г. 1929. Литературная газета, 29. 4 ноября.
Рецензия. 1926. Огонёк, 34 (178): 4.
Самсонов Т.П. 1929. «Роман без вранья» + «Зойкина квартира». Огонёк, 10 (310): 6-7.
Ходасевич В.Ф. 1927. Цыганская власть. Возрождение, 751. 23 июня: 3-4.
Шихман Б.С. 1927. «Голый» писатель. Гудок, 4. 15 июля.
Аверин Б.В. 2008. Скандальный успех. Анатолий Мариенгоф и Мишка Титичкин. В кн.: Семиотика скандала. Под ред. Норы Букс. М., Издательство «Европа»: 406–415.
Демидов О.В. 2012. А.Б. Никритина в жизни и творчестве А. Б. Мариенгофа. Вопросы русской литературы, 24 (81): 157–168.
Исаев Г.Г. 2015. Архетип эстета в дискурсах повествователя и лирического героя А. Мариенгофа 1920-х годов. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика, 1: 7–17.
Маквей Г. 2011. Поэт-имажинист Анатолий Мариенгоф: личность и творчество в зеркале современных исследований. Современное есениноведение, 16: 11–16.
Савченко Т.К. 2019. «Антимашинный лиризм»: Есенин и Арсений Несмелов. Русское слово в мультикультурном пространстве: сборник научных трудов к юбилею профессора
Г.В. Якушевой. Под ред. М.А. Осадчий. Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 67–71.
Сухов В.А. 2012. Эволюция образа Москвы в творчестве А.Б. Мариенгофа. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского, 27: 402–406.
Тернова Т.А. 2011. От имажинизма к советской литературе: тема русскости в произведениях А. Мариенгофа периода Великой Отечественной войны. Вестник ТГГПУ, 24: 229–233.
Фельдман Д.М. 2011. История «бакланки»: поэты, функционеры и советский уголовный кодекс. Новое литературное обозрение, 108: 116–133.
Фельдман Д.М. 2017. Литература и политика: российские писательские сообщества 1890–1920-х годов в политическом контексте. Россия и современный мир, 3 (96): 177–199.
Хуттунен Т. 2018. Имажинисты и кино: По поводу кинодраматургии А.Б. Мариенгофа. В кн. Серебряный век в русской литературе и культуре конца XIX – первой половины XX вв.: К 90-летию со дня рождения З. Г. Минц. University of Tartu Press: 240–253.
Хуттунен Т. 2018. «Мариенгоф менее развратник, чем я думал»: Генри Парланд и русский имажинизм. Лебедь: Ежегодник финского литературоведения. Хельсинки. 2018. С. 35–53.
Abstract views: 466
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2020 Дарья Рашитовна Муртазина
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.