Кинокритика как область журналистики: онтологический статус, становление медиапрактик
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-651-661Ключевые слова:
кинокритика, кино, журналистика, средства массовой информации, кинокритический дискурс, медиапрактикиАннотация
Феномен кинокритики обусловлен многоуровневыми детерминантами, предопределившими не только генезис и развитие, но и ее автономность как многогранного объекта, обладающего своей предметной спецификой, функциональными особенностями и предназначением в социокультурной среде. В научно-теоретическом дискурсе кинокритический опыт, несмотря на более чем столетнюю историю развития, не достаточно широко представлен. Автором рассмотрена эволюция формирования кинокритических медиапрактик. Акцентировано внимание на онтологическо-коммуникативных основаниях и культуротворческих ресурсах этого вида творческой деятельности, сформированного и активно развивающегося в журналистике.
Библиографические ссылки
Список источников
Анкета «ИК». 1995. Искусство кино, 6: 38–64.
Блейман М. 1973. О кино – свидетельские показания. М., Искусство, 592 с.
Дондурей Д. 2011. Кинокритика: версия 2.0. Искусство кино, 2011 года, № 4. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2011/04/n4-article12 (дата обращения 07.08.2021.)
Иванова В., Симанович Г. 1987. Кинематограф в зеркале критики. Советская культура, 1987, 5 марта, № 28 (6284). С. 4-5.
Кино. Энциклопедический словарь. 1987. Под ред. С.И. Юткевича. М., Советская энциклопе-дия, 640 с.
Критика критики. Анкета «ИК» 2003. Искусство кино, 2003 год, № 12.
Минский Н.М. 1890. При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. СПб., Семеновск. типо-лит., 270 с.
Режиссер против критика. Круглый стол «ИК» на ММКФ 2002. Искусство кино, 2002, № 1.
Фрольцова Н.Т. 1997. Креативные ресурсы масс-медиа и гуманизация социальных процес-сов. В кн.: Программа ТЕМПУС в 3-х т. Т. 3. Минск, БГУ: 199-205.
Цыперович Т. 1912. Кинематограф. Современный мир, 1: 181–212.
Юренев Р. 1982. Труд критика. Искусство кино, 2: 56–69.
Ямпольский М. 2012. Что такое кинокритика. OPENSPACE.RU, 30 марта, 2012. URL: http://os.colta.ru/cinema/events/details/35533/?expand=yes#expand (дата обращения: 07.08.2022).
Katz E. 1994. The film encyclopedia: the most comprehensive encyclopedia of the world cinema in a single volume. New York, Happer Collins Publisher, 1496 p.
Marcus R. 2007. Critic and Reviewer: a Difference in Intent. Blogcritics, 13 мая, 2007. URL: http://blogcritics.org/critic-and-reviewer-a-difference-in (дата обращения: 03.04.2022).
Список литературы
Агафонова Н.А. 2009. Экранное искусство: художественная и коммуникационная специфика. Минск, БГУ культуры и искусств, 273 с.
Бёрд Р. 2006. Русский символизм и развитие киноэстетики: наследие Вяч. Иванова у А. Бакши и Адр. Пиотровского. НЛО, 5(81): 67–98.
Бондарева Е.Л. 1975. Время, экран, критика: Проблемы современного белорусского киноискусства и кинокритики. Минск, Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 256 с.
Бондарева Е.Л. 1983. Экран в разных измерениях. Минск, Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 270 с.
Вартанова Е.Л. 2010. О современном понимании СМИ и журналистики. Медиаскоп, 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/521 (дата обращения: 06.04.2022).
Гаранина Э.Ю. 2013. Оценочность в жанре кинорецензии. Вестник Кемеровского государственного университета, 2(54): 28–31.
Гинзбург С.С. 2007. Кинематография дореволюционной России. М., Аграф, 488 с.
Говорухина Ю.А. 2010. Литературно-критический дискурс как открытая система. Вестник Томского государственного университета. Филология, 2(10): 58–67.
Зоркая Н.М. 1976. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900–1910 годов. М., Наука, 303 с.
Иоскевич Я.Б. 1978. Методология анализа фильма (Становление системного подхода
в киноведении). Л., ЛГИТМиК, 119 с.
Левин Е. 1977. О художественном единстве фильма. М., Искусство, 120 с.
Лотман Ю.М. 2005. Об искусстве. СПб., Искусство, 704 с.
Разлогов К.Э. 1990. Кинематограф и культура. Вопросы философии, 3: 3–30.
Саенкова Л.П. 2013. Кинокритика и киножурналистика: типология творческой деятельности. Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка, 1: 71–74.
Самсонова А. 2021. Арт-журналистика. Речевые техники оценивания произведения искусства. Под ред. Н.С. Цветовой. С-Пб., Алетейя, 118 с.
Тяжлов Я.И. 2016. Актуальные формы медиатекстов, посвященных кино: жанровые и языковые тенденции. Медиалингвистика, 2(12): 71–80.
Челышева И.В. 2012. Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры. Медиа. Информация, Коммуникация, 1: 16–18.
Федоров А.В. 2011. Структурный анализ медиатекста: стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В. Виноградова «Восточный коридор» (1966). Вопросы культурологии, 6: 110–116.
Шемякин А. 2004. К проблемам кризиса отечественной критики, его причины и следствия. В кн.: История кино: современный взгляд: киноведение и критика. Сборник статей по материалам научно-теоретической конференции "Новая и новейшая история мирового кино: наука, концепции, критика", Москва, ноябрь 2003 года. Сост. М. Зак; Под ред. Л. Будяк. М., Материк: 12–21.
Bordwell D. 1989. Making Meaning: Inference and Rhetoric in the Interpretation of Cinema. Cambridge Massachusetts, London, Harvard University Press, 334 p.
Brashinsky M., Horton A. 1994. Russian critics on the cinema of glasnost. Cambridge, Cambridge university press, 176 p.
Cooper-Chen. 2005. Global Entertainment Media: Content, Audiences, Issues. Mahwah, New York; Lawrence Erlbaum Associates, 267 p.
Kauffmann S. 1980. Before My Eyes: Film Criticism and Comment. New York, Harper Collins, 464 p.
Просмотров аннотации: 134
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Людмила Петровна Саенкова-Мельницкая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.