Понятие медиахолдинга в теории и практике современной журналистики

Авторы

  • Ирина Ивановна Карпенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-16-28

Ключевые слова:

холдинг, медиахолдинг, издательский дом, медиагруппа, концентрация СМИ

Аннотация

Понятие «медиахолдинг» прочно вошло в современную теорию и практику журналистики вместе с тенденцией концентрации и монополизации средств массовой информации. Однако на сегодняшний день наметились некоторые противоречия между принятыми в теории журналистики дефинициями и реальной медиапрактикой. Авторами представлен анализ наиболее значимых современных научных трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме исследования деятельности медиахолдингов. Аккумулированные теоретические знания соотносятся с реальной практикой по концентрации средств массовой информации в границах холдингов разного типа: некоммерческих и коммерческих − национальных, региональных, муниципальных.

Биография автора

Ирина Ивановна Карпенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

 

Библиографические ссылки

Список источников

«БелПрессу» признали самым цитируемым белгородским СМИ в 2019 году. 2020. БелПресса, 13 марта 2020. URL: https://www.belpressa.ru/society/massmedia/30664.html# (дата обращения: 02.02.2023).

Контакты. 2023. Сетевое издание «Белгородские новости». URL: https://www.belnovosti.ru/bmedia (дата обращения: 02.02.2023).

Холдинг1MI. 2016-2023. URL: https://1mi.media/ (дата обращения: 02.02.2023).

Social Media Guidebook. 2013. Ed. C. Möller, M. Stone. Vienna, OSCE Representative on Freedom of the Media, 153 p.

Список литературы

Афанасьева Е.Г., Бакшинскас В.Ю., Губин Е.П. 2007. Корпоративное право. Под ред. И.С Шуткина. Москва, Издательство «Волтерс Клувер», 648 с.

Богданович Г.Ю., Федорова А.Ю. 2020. Новые медиа и медиаконвергенция как современная платформа восприятия медиапродукта. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки, 6 (1): 199−210.

Бычков П.Н. 2007. Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. S1: 107−109.

Вартанова Е.Л. 2013. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. Москва, МедиаМир, 277 с.

Гуревич С.М. 2006. От издательского дома – к медиахолдингу. Медиаскоп, 1: 6.

Демина И.Н. 2020. Цифровизация медиасреды: вызовы для экономической массовой коммуникации. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 1(1): 116−125.

Дубровская О. 2014. Медиахолдинг – информационная структура XXI века. В кн.: Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной информационной политики. Материалы научно-практической конференции, Минск, 1 января – 31 декабря 2014 года. Под ред. С.В. Дубовика. Минск, Изд. центр БГУ: 59−63.

Карпенко И. 2017. Организационная конвергенция: пути образования медиахолдингов

и медиакорпораций. В кн.: Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа. Материалы VI международной научно-практической конференции, Минск, 16 февраля 2017 года. Под ред. Т.Н. Дасаевой. Минск, Белорусский государственный университет: 127–133.

Карпенко И.И. 2021. Конвергенция жанров и форм в современной журналистике. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 3: 110−114.

Качкаева А.Г., Кирия И.В., Коломеец К.Г., Лосева Н.Г., Силантьева О.М., Телень Л.О., Тихомирова Т.Б., Филимонов М.Г. 2010. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 200 с.

Маркина Ю.В. 2016. Российские медиахолдинги: становление и особенности функционирования. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 7-3(61): 36−39.

Медиасистема России. 2021. Под ред. Е.Л. Вартановой. М., Издательство «Аспект Пресс», 424 с.

Мисонжников Б.Я., Блохин И.Н., Потолокова М.О., Мельник Г.С., Павлушкина Н.А., Чиндяскина Ю.А., Клюев Ю.В., Зубко Д.В., Ван Беек-Никитина С.Г., Дегтярева О.В., Тепляшина А.Н. 2017. Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации. Под ред. Б.Я. Мисонжникова. Москва, ФЛИНТА, Наука, 504 с.

Молчанова К.А. 2022. Трансформация жанров и новых форм в современной журналистике. В кн.: Реклама и журналистика: на стыке времен, наук и цивилизаций. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 24 февраля 2022 года. Сборник статей. В 2-х частях. Часть 1. Москва, Институт мировых цивилизаций: 130−135.

Никонович Д. 2014. Современный медиахолдинг: к вопросу дефиниции. В кн.: Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной информационной политики. Материалы научно-практической конференции, Минск, 1 января – 31 декабря 2014 года. Под ред. С.В. Дубовика. Минск, Изд. центр БГУ: 92–97.

Пургин Ю.П. 2011. Функционирование медиахолдинга в условиях трансформации регионального информационного рынка (на примере издательского дома «Алтапресс»). Дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 221 с.

Смирнов С.С. 2014. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. Москва, МедиаМир, 160 с.

Смирнов С.С. 2020. Феномены «медиахолдинг» и «медиагруппа» в России: проблема неопределенности правового статуса. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 6: 23–40. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2020.2340

Чехова А.В. 2020. Медиахолдинги в информационной среде. StudNet, 3(6): 377–381. DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10011

Fransman M. 2002. Telecoms in the Internet Age: From Boom to Bust to…? Oxford, Oxford University Press, 540 p.

Gershon R. 2005. The transnationals: Media corporations, international trade and entertainment flows. In: Global Entertainment Media. Ed. A. Cooper-Chen. Mahwah N.J., Lawrence Erlbaum & Associates: 17−35.

Peltier S. 2004. Mergers and Acquisitions in the Media Industries: Were failures really Unforeseeable? Journal of Media Economics, 17(4): 261–278. DOI: 10.1207/s15327736me1704_2

Wirtz B.W. 2001. Reconfiguration of value chains in converging media and communications markets. Long Range Planning, 34(4): 489–506. DOI: 10.1016/S0024-6301(01)00066-8


Просмотров аннотации: 220

Поделиться

Опубликован

2023-05-02

Как цитировать

Карпенко, И. И. (2023). Понятие медиахолдинга в теории и практике современной журналистики. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1), 16-28. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-16-28

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью