ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-1-36-46Ключевые слова:
установка личности, просоциальная установка, просоциальное поведение, будущий педагог, студенческий отряд, студенческий педагогический отряд, студенческие объединенияАннотация
Уточнение новых приоритетов в области государственной политики в сфере общего и высшего образования обусловили переосмысление потребностей современного общества в подготовке педагога со сформированной просоциальной установкой. Особыми возможностями в данном направлении обладает работа студенческих педагогических отрядов, которая, несмотря на накопленный опыт, осуществляется без системного, концептуального, теоретико-методологического обоснования данной деятельности в контексте просоциального становления педагога-профессионала в современных реалиях. В связи с этим автором проведен историко-педагогический обзор психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы, нормативных источников, практического опыта с целью определить взаимосвязь формирования просоциальной установки и деятельности студенческих педагогических отрядов в исторической ретроспективе. В результате уточнены этапы развития понятия «установка личности», отражающие характер научного интереса к данной категории. Определена бинарность факторов, обуславливающих формирование просоциальной установки будущего педагога, как с позиции ценностных ориентаций, убеждений, так и с позиции соответствующей активности. Выделены 4 этапа в развитии студенческих педагогических отрядов и объединений с учетом их потенциала в формировании просоциальной установки будущего педагога: дореволюционный (всплеск социальной активности граждан, повышение требований к образованию; функции творчества, самостоятельности, инициативы); советский (разработка теории и развитие практической деятельности студентов-комсомольцев, преобладание идеологии; функции воспитания, самосовершенствования, пропаганды, просвещения); постсоветский переходный (отход от единого движения и унификации; функции самореализации, творческого воспроизводства, индивидуальности), современный (обеспечение законодательной основы; функции гражданственности, самостоятельности, инициативности и проактивности).
Библиографические ссылки
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. 2002. Социальная психология. Психологические за-коны поведения человека в социуме. Пер. Л. Ордановой и др. Москва, ОЛМА-Пресс; СПб., Прайм ЕВРОЗНАК, 557 с.
Гармаш С.А. 1974. Н.К. Крупская и журнал «На путях к новой школе» об актуальных проблемах подготовки учителей в 1922–1932 годах. Воронежский педагогический институт. Изве-стия. Т. 140: 54–76.
Зимняя И.А. 1999. Педагогическая психология. М., Логос, 382 с.
Ерошенкова Е.И. 2019. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5 (2): 3–16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1
Комсомол и высшая школа: документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола (1918–1968). 1968. Сост: В. Десятерик, Л. Куркова, Л. Пухова, В. Шостаковский. М., Молодая гвардия, 271 с.
Майерс Д. 2011. Социальная психология. СПб., Питер, 800 с.
Павленко Н.Ю. 2015. Православная идея соборности как важнейший фактор солидарности современного общества. В кн.: Социальные изменения в современном российском обществе: социологический анализ. Ставрополь, Северо-кавказский университет: 140–145.
Строкова Т.А. 1979. Педагогические основы формирования общественной активности студентов во внеучебной работе. Дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 234 с.
Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педа-гогическом институте. 1980. Под ред. В.А. Сластенина и др. М., МГПИ, 220 с.
Формирование социально активной личности учителя. 1983. Под ред. В.А. Сластенина и др. М., МГПИ, 163 с.
Формирование социально активной личности учителя. 1989. Под ред. В.А. Сластенина и др. М., МГПИ, 154 с.
Харланова Е.М. 2007. Развитие социальной активности будущих специалистов в усло-виях студенческого педагогического отряда. Челябинск, Издательство Челябинского государ-ственного педагогического университета, 194 с.
Чернилевский Д.В. 2002. Дидактические технологии в высшей школе. М., ЮНИТИ-ДАНА, 437 с.
Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. 2004. Московский студенческий педагогический отряд: единство практической и образовательной деятельности. Народное образование, 3: 68–75.
Янчук В.А. 2005. Введение в современную социальную психологию. Мн., АСАР, 800 с.
Abelson R.P. 1972. Are Attitudes Necessary? In: Attitudes, Conflict, and Social Change. Eds.: B.T. King, E. McGinnes. New York and London, Academic Press: 19–32.
Bandura A. 1977. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change. Psychological review, 84 (2): 191–194.
Batson C.D., Oleson K.C., Weeks J.L., Healy S.P., Reeves P.J., Jennings P. and Brown T. 1989. Religious prosocial motivation: Is it altruistic or egoistic? Journal of Personality and Social Psy-chology, 57 (5): 873–878.
Darley J. 1991. Altruism and prosocial behavior research: Reflections and prospects. Prosocial behavior, 12: 176–214.
Darwin C., Mayr E. 1964. On the Origin of Species: A Facsimile of the 1st Edition (No. Sir-si) i9780674637528).
Davis A.N., Carlo G., Schwartz S.J., Unger J.B., Zamboanga B L., Lorenzo-Blanco E.I. and Martinez M.M. 2016. The longitudinal associations between discrimination, depressive symptoms, and prosocial behaviors in US Latino / a recent immigrant adolescents. Journal of youth and adolescence, 45(3): 457–470.
Festinger L. 1964. Conflict, Decision, and Dissonance. Stanford University Press, 163 p.
Mills J.E. 2016. Truly altruistic, or just fitting in: exploring motivations of philanthropic Mil-lennial, 135 p. Available at: Olson J.M., Zanna M.P. 1993. Attitudes and Attitude Change. Annual Review of Psycholo-gy, 44: 117–154. Available at: https://doi.org/10.1146/annurev.ps.44.020193.001001 (accessed: 12.11.2019).
Просмотров аннотации: 416
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Вопросы журналистики, педагогики, языкознания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.