О качестве обучения немецкому языку как второму (DaZ) в школах Германии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-2-209-218Ключевые слова:
система образования Германии, методика обучения немецкому языку, двуязычие, второй язык, немецкий язык как иностранныйАннотация
Современная система образования Германии переживает большие изменения. Одним из них является введение во всех типах немецких школ (от начальной до гимназии) нового учебного предмета «немецкий как второй язык». Это обусловлено миграционными процессами, происходящими в немецком обществе. Авторами рассматриваются педагогические и методические основы обучения немецкому как второму языку, а также проводится терминологическое отграничение понятия «немецкий как иностранный язык» и «немецкий как второй язык». Кроме того, авторы обращаются к характеристике таких терминов как «двуязычие» и «билингвизм». В центре внимания авторов актуальная ситуация в школах Германии в связи с обучением немецкому как второму языку. В результате педагогического наблюдения выделяются основные сложности преподавания немецкого как второго языка и обнаруживаются недостатки в системе и качестве обучения немецкому языку как второму. Анализируются причины возникающих сложностей и возможные пути их устранения. Авторы демонстрируют сложившуюся систему обучения на примере двух типов немецких школ – общеобразовательной школы и гимназии – для более объективного анализа. Впервые была подробно рассмотрена система обучения немецкому языку как второму в отличие от традиционной системы преподавания немецкого языка как иностранного.
Библиографические ссылки
Deutsch als Zweitsprache: Lehrplan für allgemeinbildenden Schulen. Sekundarstufe I. 2020 (Erprobungsfassung) URL: http://www.schulportal-thueringen.de/media/detail (accessed: 29.03.2021).
Heilmann B. 2013. Diagnostik & Förderung – leichtgemacht: Deutsch als Zweitsprache. Hrsg. W. Grießhaber. Stuttgart, Ernst Klett Sprachen GmbH, 133 p.
Thüringer Ministerium für Bildung, Jugend und Sport (Hrsg.) 2018. Einfach und schnell erklärt: Das Schulsystem in Thüringen. Erfurt, 17 p.
Apeltauer E. 1997. Grundlagen des Erst- und Fremdsprachenerwerbs. Eine Einführung [Apeltauer E. 1997. Grundlagen des Erst- und Fremdsprachenerwerbs. Eine Einführung]. Berlin, München u.a., Publ. Langenscheid, 176 s. (in German)
Boeckmann K.B. 1997. Zweisprachigkeit und Schulerfolg: das Beispiel Burgenland [Bilingualism and school success: the example of Burgenland]. Frankfurt am Main, Berlin u.a.: Publ. Lang, 208 s. (in German)
Boeckmann K.B. 2016. Plurilinguale Bildung: Habitus im Mehrsprachenunterricht. In: [M.Langror & V.Jovanovic (Hrsg.), Facetten der Mehrsprachigkeit – Reflets du plurilinguismo. Die Wahl der Sprachen: Luxemburg in Europa – Le choix des langues: le Luxembourg à lheure europélnne]. Bern: Peter Lang, s. 53-63 (in German)
Jung B., Günther H. 2016. Erstsprache, Zweitsprache, Fremdsprache: Eine Einführung. 3.Auflage. Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 256 s. (in German)
Kielhöfer B., Jonekeit S. 2006. Zweitsprachige Kindererziehung [Raising children in two languages]. Tübingen, Staufenburg, 109 s. (in German)
Köppe R. 1997. Sprachentrennung im frühen bilingualen Erstspracherwerb Französisch, Deutsch [Separation of languages in early bilingual first language acquisition French and German]. Tübingen, Publ. Narr, 309 s. (in German)
Roche J. 2020. Fremdsprachenerwerb, Fremdsprachendidaktik. 4., überarbeitete und erweiterte Auflage. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag GmbH, 420 s. (in German)
Štefánik J. 2005. International Bilingualism Revisited [International Bilingualism Revisited]. In: [Files from the Vienna Colloquium on Individual and Social Multilingualism], October 5-6. Wien, Publ. Praesens: 28–46 (in German)
Weinreich U. 1977. Sprache in Kontakt. Ergebnisse und Probleme der Zweisprachigkeitsforschung [Language in contact. Results and problems of bilingualism research]. München, Beck, 281 s. (in German)
Просмотров аннотации: 349
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Елена Ивановна Безрукова, Алексей Анатольевич Колесников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.