Проектирование системы визуализации тренажерного комплекса на основе компетентностного подхода

исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 19-013-00567.

Авторы

  • Алексей Евгеньевич Архипов Тамбовский государственный технический университет
  • Андрей Иванович Попов Тамбовский государственный технический университет
  • Артём Дмитриевич Обухов Тамбовский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-378-390

Ключевые слова:

цифровые образовательные технологии, инструментально-педагогические средства, деятельностная педагогика, профессионально-важные компетенции, качество образования

Аннотация

Высокий уровень готовности к выполнению трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций становится более востребованным на рынке труда. Цифровизация всех сфер деятельности обуславливает необходимость в профессиональной подготовке использовать инструментально-педагогические средства в виде тренажерных комплексов. Установлена слабая проработанность концептуальных подходов к проектированию тренажерных комплексов на основе закономерностей педагогики и психологии. Цель исследования – разработка методологии
создания системы визуализации тренажерных комплексов, обеспечивающей эффективное и результативное формирование требуемых компетенций. Использованы компетентностный, синергетический, контекстный и деятельностный методологические подходы. Обоснована структура профессионально важных компетенций работников опасных производств, обеспечивающая их деятельность в условиях стабильно работающего предприятия и при аварийных ситуациях; сформулированы критерии оптимальности проектирования структуры системы визуализации тренажерного комплекса; представлен алгоритм, позволяющий формализовать процесс соотношения существующих средств и технологий визуализации и задач разрабатываемого тренажерного комплекса. Сформулированные подходы к созданию цифровых образовательных средств способствуют решению научной проблемы обеспечения условий повышения качества подготовки специалистов к деятельности в сложных наукоемких
производствах.

Биографии авторов

Алексей Евгеньевич Архипов , Тамбовский государственный технический университет

аспирант ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

г. Тамбов, Россия

Андрей Иванович Попов, Тамбовский государственный технический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры техники и технологии производства нанопродуктов» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

г. Тамбов, Россия

Артём Дмитриевич Обухов , Тамбовский государственный технический университет

кандидат технических наук, доцент кафедры системы автоматизированной поддержки принятия решений ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

г. Тамбов, Россия

Библиографические ссылки

Авиационные тренажеры. АО ЦНТУ «Динамика». URL: http://www.dinamika-avia.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).

Багдасарова Ю.А. 2013. Использование виртуальных тренажерных комплексов при формировании профессионально-экологической компетентности у будущих специалистов в области трубопроводного транспорта. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 1 (19): 11–19.

Булаев Н.И., Козлов В.Н., Оводенко А.А., Рудской А.И. 2009. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 460 с.

Варданян Ю.В., Воробьева О.М. 2017. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 7: 127–132.

Вербицкий А.А. 1991. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 204 с.

Лаптев В.Н., Василенко И.А. 2008. К алгоритму усвоения знаний, умений и навыков, на базе информационных технологий. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 43 (9): 16–32.

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Квитко С.И., Ломаткина М.В., Купряшкин В.Ф., Коровина И.В. 2019. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности. Интеграция образования, 23 (4): 568–586. DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586.

Невзоров Р.В. 2014. Тренажерная подготовка как объект педагогического анализа в рамках авиационной педагогики. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2 (108): 131–136. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p131-136

Молоткова Н.В., Попов А.И. 2019. Организация подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности. Alma-mater (Вестник высшей школы), 4: 9–14. DOI: 10.20339/AM.04-19.009.

Молоткова Н.В., Ракитина Е.А., Попов А.И. 2018. Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2 (68): 163–172.

Староверова Н.А. 2012. Актуальность развития навыков в сфере управления качеством у будущих специалистов химической промышленности. Вестник Казанского технологического университета, 24: 207–209.

Стрелков С.В., Клыгач А.С., Варзин С.А., Пискун О.Е., Иванов В.М. 2015. Реалистичная визуализация для тренажера по проведению операций открытого типа. В кн.: Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях, Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2015, 10 (2). Под ред. С.А. Варзина. Санкт-Петербург, РПГУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, СПбПУ: 735–739.

Федотова Н.И. 2016. Психологические условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений. Научные труды Московского гуманитарного университета, 6: 24–30. DOI: 10.17805/trudy.2016.6.3

Asghar, I., Egaji, O.A., Dando, L., Griffiths, M., Jenkins, P. 2019. A virtual reality based gas assessment application for training gas engineers. In: ICICM 2019. The 9-th International Conference on Information Communication and Management, Prague, Czech Republic, 23-26 August 2019. Ed. A. Balinsky. New York, Association for Computing Machinery: 57–61. DOI: 10.1145/3357419.3357443.

Clifford R.M.S., Jung S., Hoermann S., Billinghurst M., Lindeman R.W. 2019. Creating a Stressful Decision Making Environment for Aerial Firefighter Training in Virtual Reality. In: IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces (VR). Publ. IEEE: 181-189. DOI: 10.1109/VR.2019.8797889.

Cooper N., Milella F., Cant I., Pinto C., White M. and Meyer G. 2016. Augmented cues facilitate learning transfer from virtual to real environments. In: IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality (ISMAR-Adjunct). Publ. Merida: 194-198. DOI: 10.1109/ISMARAdjunct. 2016.0075.

Gąsiorek K., Odachowska E., Matysiak A., Pędzierska M. 2020. Virtual Reality Technologies in the Training of Professional Drivers. Comparison of the 2D and 3D Simulation Application. In: Research Methods and Solutions to Current Transport Problems. ISCT21 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Eds. M. Siergiejczyk, K. Krzykowska.Vol 1032. Springer, Cham: 133–142. DOI: 10.1007/978-3-030-27687-4_14.

Strojny P., Strojny A. 2014. Kwestionariusz immersji – polska adaptacja iempiryczna weryfikacja narzędzia. Homo Ludens, 1 (6): 171–186.

Risi D., Palmisano S. 2019. Effects of postural stability, active control, exposure duration and repeated exposures on HMD induced cybersickness. Displays, 60: 9–17. DOI: 10.1016/j.displa.2019.08.003.


Просмотров аннотации: 26

Опубликован

2020-10-20

Как цитировать

Архипов , А. Е., Попов, А. И., & Обухов , А. Д. (2020). Проектирование системы визуализации тренажерного комплекса на основе компетентностного подхода: исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 19-013-00567. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39(3), 378-390. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-378-390

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)