Формирование нового образа и компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством

Авторы

  • Светлана Алексеевна Кучерявенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Анастасия Николаевна Назарова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Светлана Геннадьевна Стенюшкина Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

управление качеством, образовательная организация, независимая оценка качества образования, цикл PDCA, модель выпускника, компетенции будущего, качество образования, компетентностный подход, процессный подход, непрерывное обучение

Аннотация

В современном динамично развивающемся обществе востребованными на рынке труда становятся выпускники, обладающие набором надпрофессиональных компетенций, или soft skills. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе гибких индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, позволяющих самостоятельно выбирать направления подготовки для формирования необходимых в будущем компетенций. Целью данного исследования является формирование нового образа и определение компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством. В результате был определен базовый набор необходимых компетенций будущего; предложена целевая модель подготовки выпускника-2030, построенная на принципах всеобщего управления качеством и непрерывного совершенствования; представлена принципиальная модель учебного плана «2+2+2», отражающая индивидуальную траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, обосновано использование инструментов внутренней и внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в процессе проектирования, разработки и реализации образовательных программ высшего образования.

Биографии авторов

Светлана Алексеевна Кучерявенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В современном динамично развивающемся обществе востребованными на рынке труда становятся выпускники, обладающие набором надпрофессиональных компетенций, или soft skills. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе гибких индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, позволяющих самостоятельно выбирать направления подготовки для формирования необходимых в будущем компетенций. Целью данного исследования является формирование нового образа и определение компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством. В результате был определен базовый набор необходимых компетенций будущего; предложена целевая модель подготовки выпускника-2030, построенная на принципах всеобщего управления качеством и непрерывного совершенствования; представлена принципиальная модель учебного плана «2+2+2», отражающая индивидуальную траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, обосновано использование инструментов внутренней и внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в процессе проектирования, разработки и реализации образовательных программ высшего образования.

Анастасия Николаевна Назарова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

начальник отдела системы менеджмена качества Центра менеджмента качества Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Светлана Геннадьевна Стенюшкина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры международного туризма и гостиничного бизнеса института экономики и управления, начальник отдела качества образования Центра менеджмента качества Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Абдаллах К.М. 2019.Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе. Молодой ученый, 17: 203–204. URL: https://moluch.ru/archive/255/58365/ (дата обращения: 25.12.2020).

Васильчиков А.В. 2020. Национальный проект «Образование» и форсайт-проект «Образование-2030» как драйверы развития системы высшего образования в России. Евразийский юридический журнал, 3 (142): 361–364.

Горовая В.И., Шевченко Г.И. 2017. Качество результатов образования в формате компетенций личности. Преподаватель XXI век, 4-1: 90–100.

Дмитриева Н. В., Габинская О. С. 2019. Внутренняя независимая оценка качества высшего образования: необходимость, виды и инструменты. Теоретическая и прикладная экономика, 1: 41–48. DOI: 10.25136/2409-8647.2019.1.28661

Ефимов В.С. 2012. Форсайт высшей школы России: контуры перспективной государственной политики. Университетское управление: практика и анализ, 5: 6–42.

Концепция Э. Деминга в управлении качеством. 2020. Белгород, ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 178 с.

Ксенофонтова Т.Ю., Ершов Е.М. 2019. Развитие системы управления формированием профессиональных и надпрофессиональных компетенций у выпускников российских вузов в условиях цифровой трансформации. Экономика и менеджмент систем управления, 3 (33): 41–48.

Лонцих П.А., Лившиц И.И., Кунаков Е.П., Дролова Е.Ю., Лонцих Н.П., Карасев С.Н., Карасева В.А., Никифорова К. 2017. Совершенствование процесса подготовки бакалавров и магистров на основе внедрения концепции CDIO и цикла Деминга. Качество. Инновации. Образование, 1 (140): 3–11.

Примеров Д.А. 2011. Система формирования оценочной компетенции у студентов педагогических вузов. Мир науки, культуры, образования, 3 (28): 98–101.

Решетникова О.А. 2018. «Портрет» выпускника через призму требований КИМ: настоящее и формируемое будущее. Педагогические измерения, 2: 4–7.

Тугускина Г.Н. 2020. Качество образования выпускников вузов: региональный аспект. Экономика образования, 6 (121): 39–48.

Ansar, Arifin S., Ikhfan H. 2018. Assessing soft skills of undergraduate students: framework for improving competitiveness, innovation and competence of higher education graduates. Studia Humanitatis, 1: 4.

Kucheryavenko S.A., Stenyushkina S.G., Nazarova A.N., Bondarenko B.A. 2020. Quality assessment of university students training. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 6 (2): 26–33.


Просмотров аннотации: 50

Опубликован

2021-04-05

Как цитировать

Кучерявенко, С. А., Назарова, А. Н., & Стенюшкина, С. Г. (2021). Формирование нового образа и компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(1), 60-68. извлечено от http://jpl-journal.ru/index.php/journal/article/view/74

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)