Формирование нового образа и компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством
Ключевые слова:
управление качеством, образовательная организация, независимая оценка качества образования, цикл PDCA, модель выпускника, компетенции будущего, качество образования, компетентностный подход, процессный подход, непрерывное обучениеАннотация
В современном динамично развивающемся обществе востребованными на рынке труда становятся выпускники, обладающие набором надпрофессиональных компетенций, или soft skills. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе гибких индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, позволяющих самостоятельно выбирать направления подготовки для формирования необходимых в будущем компетенций. Целью данного исследования является формирование нового образа и определение компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством. В результате был определен базовый набор необходимых компетенций будущего; предложена целевая модель подготовки выпускника-2030, построенная на принципах всеобщего управления качеством и непрерывного совершенствования; представлена принципиальная модель учебного плана «2+2+2», отражающая индивидуальную траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, обосновано использование инструментов внутренней и внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в процессе проектирования, разработки и реализации образовательных программ высшего образования.
Библиографические ссылки
Абдаллах К.М. 2019.Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе. Молодой ученый, 17: 203–204. URL: https://moluch.ru/archive/255/58365/ (дата обращения: 25.12.2020).
Васильчиков А.В. 2020. Национальный проект «Образование» и форсайт-проект «Образование-2030» как драйверы развития системы высшего образования в России. Евразийский юридический журнал, 3 (142): 361–364.
Горовая В.И., Шевченко Г.И. 2017. Качество результатов образования в формате компетенций личности. Преподаватель XXI век, 4-1: 90–100.
Дмитриева Н. В., Габинская О. С. 2019. Внутренняя независимая оценка качества высшего образования: необходимость, виды и инструменты. Теоретическая и прикладная экономика, 1: 41–48. DOI: 10.25136/2409-8647.2019.1.28661
Ефимов В.С. 2012. Форсайт высшей школы России: контуры перспективной государственной политики. Университетское управление: практика и анализ, 5: 6–42.
Концепция Э. Деминга в управлении качеством. 2020. Белгород, ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 178 с.
Ксенофонтова Т.Ю., Ершов Е.М. 2019. Развитие системы управления формированием профессиональных и надпрофессиональных компетенций у выпускников российских вузов в условиях цифровой трансформации. Экономика и менеджмент систем управления, 3 (33): 41–48.
Лонцих П.А., Лившиц И.И., Кунаков Е.П., Дролова Е.Ю., Лонцих Н.П., Карасев С.Н., Карасева В.А., Никифорова К. 2017. Совершенствование процесса подготовки бакалавров и магистров на основе внедрения концепции CDIO и цикла Деминга. Качество. Инновации. Образование, 1 (140): 3–11.
Примеров Д.А. 2011. Система формирования оценочной компетенции у студентов педагогических вузов. Мир науки, культуры, образования, 3 (28): 98–101.
Решетникова О.А. 2018. «Портрет» выпускника через призму требований КИМ: настоящее и формируемое будущее. Педагогические измерения, 2: 4–7.
Тугускина Г.Н. 2020. Качество образования выпускников вузов: региональный аспект. Экономика образования, 6 (121): 39–48.
Ansar, Arifin S., Ikhfan H. 2018. Assessing soft skills of undergraduate students: framework for improving competitiveness, innovation and competence of higher education graduates. Studia Humanitatis, 1: 4.
Kucheryavenko S.A., Stenyushkina S.G., Nazarova A.N., Bondarenko B.A. 2020. Quality assessment of university students training. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 6 (2): 26–33.
Просмотров аннотации: 248
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Светлана Алексеевна Кучерявенко, Анастасия Николаевна Назарова, Светлана Геннадьевна Стенюшкина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.