Прецедентные феномены в наименованиях коммерческих предприятий

Авторы

  • Елена Юрьевна Позднякова Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Ключевые слова:

языковое пространство города, городской ономастикон, коммерческие эргонимы, прецедентные феномены, способы номинации

Аннотация

Описаны способы номинации коммерческих объектов городского пространства и рассмотрен один из способов образования наименований коммерческих предприятий – использование прецедентных феноменов. Материалом для исследования послужили эргонимы, представленные в городском пространстве названиями различных фирм, предприятий гостиничного и ресторанного сервиса, туристической сферы, сферы обслуживания и пр. Среди основных способов образования эргонимов были выделены лексический (заимствование) и лексико-семантический (онимизация апеллятивной лексики и трансонимизация); лексико-синтаксический и словообразовательный. Анализ материала показал, что численным преимуществом обладают наименования, созданные при помощи лексико-семантического способа и заимствованные из различных языков. Наиболее часто встречаются онимы, образованные на базе прецедентных имен. Прецедентные феномены в наименованиях позволяют привлечь внимание потребителей, создать эффективное название и при этом решить одну из основных задач коммерческой номинации – оказать необходимое воздействие на потребителя.

Биография автора

Елена Юрьевна Позднякова, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

доцент кафедры философии и социологии гуманитарного института Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова,
г. Барнаул, Россия.

Библиографические ссылки

Подольская Н.В. 1978. Словарь русской ономастической терминологии. М., Наука, 200 с.

Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В. 2004. Теоретические положения. Принципы описания. В кн.: Брилева И.С. и др. Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь. Т. 1. Москва, Гнозис: 7–54.

Шмелёва Т.В. 2013. Ономастика. Славянск-на-Кубани, Издательский центр филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 161 с.

Вайрах Ю.В. 2011. Эргоурбонимия г. Иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты: автореф. дисс. …канд. филол. наук. Улан-Удэ, 22 с.

Врублевская О.В. 2017. Языковая мода в русской ономастике. Дис. … докт. филол. наук. Волгоград, 430 с.

Голомидова М.В. 1998. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 232 с.

Горяев С.О., Бугешу А. 2018. Коммерческое имя в мировой ономастике: современное состояние. Коммуникативные исследования, 3 (17): 276–290. DOI 10.25513/2413-6182.2018.3.276-290

Емельянова А.М. 2007. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города: на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы: автореф. дисс. …канд. филол. наук. Уфа, 27 с.

Иссерс О.С. 2016. Нейминг в медиапространстве сибирского региона. Коммуникативные исследования. № 4 (10): 77–91.

Караулов Ю.Н. 2003. Русский язык и языковая личность. Москва, Наука, 264 с.

Козлов Р.И. 2000. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики: дисс…. канд. филол. наук. Екатеринбург, 151 с.

Кремнева А.В. 2017. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия в семиотическом пространстве культуры. Барнаул, АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 378 с.

Крюкова И.В. 2004. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 40 с.

Михайлюкова Н.В. 2014. Тексты городских вывесок как особый речевой жанр (на материале языка г. Владивостока). Владивосток, Дальневост. федеральный ун-т, 190 с.

Нахимова Е.А. 2011. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 276 с.

Ремчукова Е.Н. 2013. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2: 83–90.

Романова Т.П. 2016. Актуализация компонентов коммерческого послания в рекламной номинации. Вопросы ономастики, 13 (1): 140–150. DOI 10.15826/vopr_onom.2016.13.1.008.

Трифонова Е.А. 2006. Названия деловых объектов: семантика, прагматика, поэтика (на материале русских и английских эргонимов): автореф. дисс… канд. филол. наук. Волгоград, 18 с.

Шимкевич Н. В. 2002. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты: автореф. дисс. …канд. филол. наук. Екатеринбург, 22 с.

Selvi A. F. 2007.A multifactorial sociolinguistic analysis of business naming practices in Turkey. A thesis of the requirements for Master of Arts degree. Publ. Middle East Technical University. Available at: https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12608572/index.pdf. (accessed: 14.09.2019).

Sjöblom P. 2013. Lumia by Nokia, iPhone by Apple: Global or Local Features in Commercial Names? In: Names in the Economy: Cultural Prospects / edited by Paula Sjöblom, Terhi Ainiala and Ulla Hakala. Newcastle upon Tyne, UK, Cambridge Scholars Publishing: 2–14.


Просмотров аннотации: 6

Опубликован

2021-04-06

Как цитировать

Позднякова, Е. Ю. (2021). Прецедентные феномены в наименованиях коммерческих предприятий. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(1), 111-119. извлечено от http://jpl-journal.ru/index.php/journal/article/view/80

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОЗНАНИЕ