Исконная и заимствованная лексика в наименованиях коммерческих объектов городского пространства

Авторы

  • Елена Юрьевна Позднякова Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-578-589

Ключевые слова:

языковое пространство города, городской ономастикон, коммерческие эргонимы, заимствование, номинация

Аннотация

Рассмотрен вопрос о происхождении и функционировании одной из групп собственных имен – коммерческих эргонимов – в современном городском дискурсе. Материалом для исследования послужили наименования коммерческих объектов, представленные в городском пространстве названиями предприятий гостиничного и ресторанного сервиса, туристической сферы, названиями магазинов, торговых центров и торгово-развлекательных комплексов и пр. Все эргонимы по происхождению были разделены на две основные группы: эргонимы, образованные на основе иноязычной лексики и на основе исконной лексики. Анализ языкового материала позволил выявить наиболее распространенные способы создания коммерческой эргонимии, среди которых самым продуктивным является лексическое заимствование. Большинство эргонимов, производных от иноязычной лексики, образовано на базе лексических единиц, заимствованных из английского языка, в числе других продуктивных языков-источников заимствования отмечены французский, итальянский, испанский, латинский, греческий языки. Существуют как названия, в которых задействован лишь один язык (русский или английский, а также некоторые другие языки), так и названия, представляющие собой комбинацию языковых единиц из нескольких (двух и более) языков. Среди них встречаются транслитерированные, нетранслитерированные лексические единицы, единицы, сочетающие исконное и заимствованное слово, а также единицы со смешанным графическим оформлением.

Биография автора

Елена Юрьевна Позднякова, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

доцент кафедры философии и социологии гуманитарного института, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, Россия

Библиографические ссылки

Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 2014. М.,Аделант, 800 с. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/12.pdf (дата обращения: 18 августа 2022).

Крысин Л.П. 2006. Толковый словарь иноязычных слов. М., Изд-во Эксмо, 944 с.

Словарь иностранных слов. 1990. Под ред. И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова. М., Русский язык, 624 с.

Этимологический словарь современного русского языка. 2014. Под ред. М.Н. Свиридовой. М., Аделант, 512 с. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/9.pdf (дата обращения: 18 ав-густа 2022).

Астафьева И.А. 1996. Способы номинации в речевой ситуации города: на материале ойкодомонимов г. Омска. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва,19 с.

Беляева М.Ю. 2010. Ономастикон западных районов Краснодарского края: полисистемный аспект. Автореф. дис. … докт. филол. наук. Ставрополь, 38 с.

Бутакова Е.С. 2013. Эргонимы иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 26 с.

Вайрах Ю.В. 2011. Эргоурбонимия г. Иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 22 с.

Емельянова А.М. 2007. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 24 с.

Капанадзе Л.А., Красильникова Е.В. 1982. Лексика города (к постановке проблемы). В кн.: Шмелев Д.Н., Журавлев А.Ф., Ермакова О.П. и др. Способы номинации в современном русском языке. Под ред. Д.Н. Шмелева. М., Наука: 282-294.

Козлов Р.И. 2000. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики. Дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 151 с.

Крюкова И.В. 2004. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Волгоград, 40 с.

Михайлюкова Н.В. 2014. Тексты городских вывесок как особый речевой жанр (на материале языка г. Владивостока). Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, 190 с.

Носенко Н.В. 2007. Названия городских объектов г. Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 22 с.

Позднякова Е.Ю. 2013. О понятии «языковое пространство города». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 12 (9): 9–12.

Позднякова Е.Ю. 2020. Принципы и способы номинации коммерческих объектов городского пространства. Коммуникативные исследования, 7(1): 77–98. DOI: 10.24177/2413-6182.2020.7(1)77-98

Самсонова Е.С. 2012. Концепция системы эргонимов иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города. Вестник науки Сибири, 4(5): 247–251.

Трифонова Е.А. 2006. Названия деловых объектов: семантика, прагматика, поэтика (на материале русских и английских эргонимов). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 20 с.

Шимкевич Н.В. 2002. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 22 с.

Шмелёва Т.В. 2013. Ономастика. Славянск-на-Кубани, Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани, 161 с.

Щербакова Т.В. 2009. Искусственная номинация коммерческих предприятий (на материале тюменских наименований). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 23 с.

Selvi A.F. 2007. A multifactorial sociolinguistic analysis of business naming practices in Turkey. A thesis of the requirements for Master of Arts degree. Middle East Technical University, 169 p. Available at: https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12608572/index.pdf (accessed: August 14, 2019).

Sjöblom P. 2014. Commercial names and unestablished terminology. In: Names in daily life. Proceedings of the XXIV International Congress of Onomastic Sciences. Eds. Joan Tort i Donada Montserrat Montagut i Montagut. Barcelona. Secció 1: 92-98. Available at: http://www20.gencat.cat/docs/Llengcat/Documents/Publicacions/BTPL/arxius/11_Actes_ICOS.pdf (accessed: August 14, 2019). DOI: 10.2436/15.8040.01.12

Sjöblom P. 2013. Lumia by Nokia, iPhone by Apple: Global or Local Features in Commercial Names? In: Names in the Economy: Cultural Prospects. Eds. Paula Sjöblom, Terhi Ainiala and Ulla Hakala. Cambridge Scholars Publishing, Newcastle upon Tyne, UK: 2–14.


Просмотров аннотации: 198

Поделиться

Опубликован

2022-10-05

Как цитировать

Позднякова, Е. Ю. (2022). Исконная и заимствованная лексика в наименованиях коммерческих объектов городского пространства. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3), 578-589. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-578-589

Выпуск

Раздел

Языкознание