Комплиментарная модель сопровождения педагогических работников и студентов педагогических вузов, обеспечивающая формирование цифровой компетентности с учетом персонифицированных траекторий развития

Авторы

  • Татьяна Николаевна Куренкова Сургутский государственный университет
  • Дмитрий Викторович Иванюта Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • Елена Владимировна Литвиненко Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Дмитрий Евгеньевич Новичков Самарский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-467-475

Ключевые слова:

цифровая образовательная среда, трансформация образования, цифровая культура педагогов

Аннотация

В период ускоряющегося технологического развития цифрового общества и повсеместного внедрения цифровых технологий, создания цифровой образовательной среды необходимо разрешить противоречие между востребованностью педагогов с развитой цифровой компетентностью и их недостаточной подготовкой в аспекте цифровой составляющей для успешного применения цифровых технологий в профессиональной педагогической деятельности. Несмотря на многочисленные исследования проблемы формирования и развития цифровой образовательной среды, существующий цифровой материал не учитывает индивидуальную траекторию формирования цифровой культуры конкретного педагога. В связи с этим авторами разработана комплиментарная модель сопровождения педагогических работников и студентов педагогических высших учебных заведений, обеспечивающая формирование цифровой компетентности с учетом персонифицированных траекторий развития. В статье описаны критерии и показатели успешности внедрения данной модели; определены заинтересованные стороны; проведен анализ необходимых ресурсов и описаны возможные риски. Данная работа вносит вклад в формирование цифровой образовательной среды, направленной на повышение качества образования, создание необходимой инфраструктуры в образовательной организации.

Работа выполнена при поддержке образовательного проекта Tabula Rasa в рамках деятельности Сургутского ядра Центра Развития Компетенций Западно-Сибирского НОЦ, реализуемого в формате модульной школы по подготовке аспирантов к современным формам научной деятельности в 2020–2022 гг.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Куренкова, Сургутский государственный университет

Аспирант кафедры педагогики и дополнительного профессионального образования Сургутского государственного университета, г. Сургут, Россия

Дмитрий Викторович Иванюта, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Аспирант кафедры бизнес-информатики и математического моделирования Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Севастополь, Россия

Елена Владимировна Литвиненко , Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аспирант кафедры билингвального и цифрового образования Казанского федерального университета, г. Казань, Россия

Дмитрий Евгеньевич Новичков, Самарский государственный технический университет

Аспирант кафедры информатики и вычислительной техники Самарского государственного технического университета информации и управления, г. Самара, Россия

Библиографические ссылки

Афанасьев Г.А., Зяблов А.А. 2018. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде. Экология урбанизированных территорий, 2: 105–106. DOI: 10.24411/1816-1863-2018-12105

Балагурова М.С. 2017. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов. В кн.: Инновационные педагогические технологии. Материалы YII Международной научной конференции, 20–23 октября 2017 г., Казань. Под ред. И.Г. Ахметова. Казань, Бук: 38–40.

Березина Е.С., Грязнова Е.Р., Борщева Ю.А. 2018. Принципы, методы и технологии обучения персонала в современных организациях. В кн.: Экономика и управление: теория, методология, практика. Под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, МЦНС «Наука и просвещение»: 77–90.

Берман Н.Д. 2017. К вопросу о цифровой грамотности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 8(6-2): 35–38. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. 2018. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 3: 25–36. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36

Галицких Е.О., Давлятшина О.В. 2016. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы. Педагогический имидж, 3(32): 16–27. URL: https://journal.iro38.ru/files/galitskih32.pdf (дата обращения: 16.08.2021).

Гнатышина Е.В. 2018. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 1: 50–58. DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.05

Колыхматов В.И. 2018а. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 8(162): 82–87.

Колыхматов В.И. 2018б. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 9(163): 152–158.

Колыхматов В.И. 2019а. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога. В кн.: Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога. Материалы региональной научно-практической конференции, 4 июня 2019 года, Санкт-Петербург. Под ред. В.П. Топоровского. СПб., ГАОУ ДПО "ЛОИРО": 50–55.

Колыхматов В.И. 2019б. Образование будущего: технологии цифровизации. В кн.: Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXV международной научно-методической конференции, 23 апреля 2019 года, Санкт-Петербург. Т. 1. Под ред. Н.Ф. Лысенко. СПб., Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина): 12–15.

Кон И.С. 1984. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 335 с.

Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова С.М. 2015. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов. Психологическая наука и образование, 20(5): 77–91.

Певзнер М.Н., Шестернинов Е.Е. 2004. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО. Завуч, 5: 11–18.

Петровский В.А. 2009. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М., Изд-во Самарского государственного университета, 303 с.

Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. 2020. Рекомендации по применению инструментария персонифицированного сопровождения учителей общеобразовательных организаций для сотрудников центров непрерывного повышения профессионального мастерства и организаций дополнительного профессионального образования. М., Перспектива, 94 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recppm (дата обращения: 16.08.2021).

Темняткина О.В. 2015. Выявление потенциала для развития педагога на основе анализа сформированности компонентов деятельности. Современные проблемы науки и образования, 1-1: 936. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18010 (дата обращения: 16.08.2021).

Уваров А.Ю. 2018. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., Изд. дом ГУ-ВШЭ, 168 с


Просмотров аннотации: 120

Поделиться

Опубликован

2022-02-11

Как цитировать

Куренкова, Т. Н., Иванюта, Д. В., Литвиненко , Е. В., & Новичков, Д. Е. (2022). Комплиментарная модель сопровождения педагогических работников и студентов педагогических вузов, обеспечивающая формирование цифровой компетентности с учетом персонифицированных траекторий развития. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(4), 467-475. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-467-475

Выпуск

Раздел

Педагогика