Социальное признание как фактор формирования профессионального имиджа учителя

Авторы

  • Екатерина Викторовна Шаруева Самарский филиал Московского городского педагогического университета

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-476-485

Ключевые слова:

социальное признание, профессиональный имидж учителя, потребность в интеграции, потребность в дифференциации, внутреннее социальное признание, внешнее социальное признание

Аннотация

В настоящее время система образования предъявляет новые требования не только к профессиональной деятельности современного учителя, которые не только направлены на модернизацию профессиональной деятельности педагога, но и вносят качественные изменения в его профессиональный статус. Таким образом возникает противоречие между потребностью государства в повышении статуса учителя и ограниченными социальными возможностями формирования его положительного профессионального имиджа. Несмотря на большое количество публикаций по данной тематике, социальное признание как фактор его формирования не был достаточно изучен. Цель данного исследования – подтвердить гипотезу: ведущим социальным фактором, оказывающим значительное влияние на формирование профессионального имиджа учителя и отражающее его социальный статус, выступает социальное признание его педагогической деятельности участниками образовательных отношений.  Исследование проводилось на основе контент-анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя, и анализа педагогического состава Самарской области. В результате исследования были выявлены уровни и виды социального признания представителя педагогической профессии, направленные на повышения статуса учителя и формирующие положительный профессиональный имидж. Полученные данные доказывают влияние социального признания на формирование профессионального имиджа учителя, что способствует повышению статуса педагога. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории социального признания в контексте педагогической науки, и могут быть использованы при построении кадровой политики образовательного учреждения. 

Биография автора

Екатерина Викторовна Шаруева , Самарский филиал Московского городского педагогического университета

ассистент кафедры педагогики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, г. Самара, Россия

Библиографические ссылки

Аржанова К.А., Довжик Г.В. 2020. Специфика восприятия имиджей профессий по рекламе и связям с общественностью. Вестник ГУУ, 10: 157–162. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-10-157-162

Бессережнева С.А., Погодина А.В. 2020. Проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в современных организациях: социально-психологический аспект. В кн.: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева, г. Москва, 12–13 мая 2020 г. Москва, ФГБОУ ВО МГППУ: 78–81.

Бусыгина T.A. 2001. Имидж как фактор успешности в карьере. В кн.: Проблемы развития предприятий: экономика, организация, менеджмент. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции, г. Самара, 24–25 апреля 2001 г. Под ред. А.П. Жабина, Е.В. Заровой. Самара, Изд-во СГЭУ: 123–125.

Гурчиани К.С. 2010. Психологический анализ имиджа. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки, 1(11): 63–67.

Наумцева Е.А., Климов А.А. 2017. Взаимосвязь психологической готовности к организационным изменениям и организационной идентификации. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 3 (30): 71–75. DOI: 10.18323/2221-5662-2017-3-71-75

Несмеянова Р.К. 2018. Связь социально-демографических характеристик сотрудников с их организационной идентификацией и привлекательностью для них корпоративной культуры. Социальная психология и общество, 9 (1): 67–77. DOI:10.17759/sps.2018090105

Носков И.А. 2016. Имидж в маркетинговой стратегии развития образования. В кн.: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции, г. Самара, 28–29 сентября 2016 года. Под ред. Л.В. Вершининой. Самара, СГСПУ: 139–143.

Перелыгина Е.Б. 2005. Восприятие и изменение имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. Российский психологический журнал, 2 (2): 26–43. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2005.2.4

Сидоренков А.В., Шипитько О.Ю., Штильников Д.Е., Штроо В.А. 2019. Разработка инструментария изучения идентификации работников в организации. Организационная психология, 9 (3): 74–102.

Харбих С.К. 2015. Международный имидж государства. Факторы формирования. Социально-гуманитарные знания, 2: 308–314.

Crocetti E., Avanzi L., Hawk S., Fraccaroli F., Meeus W. 2014. Personal and social facets of job identity: A person-centered approach. Journal of Business & Psychology, 29 (2): 281–300. DOI: 10.1007/s10869-013-9313-x

Haslam S.A., Cornelissen J.P., Werner M.D. 2017. Metatheories and Metaphors of Organizational Identity: Integrating Social Constructionist, Social Identity, and Social Actor Perspectives within a Social Interactionist Model. International Journal of Management Reviews, 19 (3): 318–336. DOI: 10.1111/ijmr.12150

He H., Brown A.D. 2013. Organizational identity and organizational identification: A review of the literature and suggestions for future research. Group & Organization Management, 38 (1): 3–35. DOI: https://doi.org/10.1177/1059601112473815

Johnson M.D., Morgeson F.P., Hekman D.R. 2012. Cognitive and affective identification: Exploring the links between different forms of social identification and personality with work attitudes and behavior. Journal of Organizational Behavior, 33 (8): 1142–1167. DOI: https://doi.org/10.1002/job.1787

Li J., Furst-Holloway S., Masterson S.S., Gales L.M., Blume B.D. 2018. Leader-member exchange and leader identification: Comparison and integration. Journal of Managerial Psychology, 33 (2): 122–141. DOI: 10.1108/JMP-06-2017-0220

Myers D., DeWall C. 2018. Psychology. New York, Worth Publishers, 896 p.

Zhao C., Liu Y., Gao Z. 2016. An identification perspective of servant leadership’s effects. Journal of Managerial Psychology, 31 (5): 898–913. DOI: 10.1108/JMP-08-2014-0250


Просмотров аннотации: 149

Поделиться

Опубликован

2022-02-11

Как цитировать

Шаруева , Е. В. (2022). Социальное признание как фактор формирования профессионального имиджа учителя. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(4), 476-485. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-476-485

Выпуск

Раздел

Педагогика