Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели

Авторы

  • Зарема Ризаевна Асанова Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
  • Эльмаз Рефат Чалбаш Кызы Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-1-49-59

Ключевые слова:

образовательный путь, образовательный маршрут, образовательная траектория, профессиональное становление, образовательная цель, мечта, самоорганизация, педагог

Аннотация

В условиях демократического государства каждый имеет право на выбор своего образовательного пути, который может быть разным. Само понятие «образовательный путь» в педагогических исследованиях не уточнено, однако можно выделить попытку анализа трактовок схожих дефиниций. Цель исследования – определить варианты образовательного пути в профессиональном становлении и условия, которые ведут к достижению образовательных целей. В ходе исследования определены возможные образовательные маршруты профессионального становления (на примере получении профессии педагога); изучен индивидуальный образовательный путь профессионального становления. Определено, что образовательный путь в профессиональном становлении – это процесс перемещения в образовательном пространстве образовательных организаций среднего профессионального и/или высшего образования с целью получения профессионального образования, в результате которого происходит формирование соответствующих компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных). Анализ образовательного пути профессионального становления на основе ретроспективной рефлексии позволяет отметить некоторую преемственность между разными уровнями образования и отдельными направлениями подготовки. Сформированные навыки самоорганизации могут привести к исполнению мечты и достижению цели в профессиональном становлении.

Биографии авторов

Зарема Ризаевна Асанова , Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Россия.

Эльмаз Рефат Чалбаш Кызы, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

студент направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Методическое сопровождение в дошкольном образовании», Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Россия

Библиографические ссылки

Александрова Т.И., Буракова Е.А. 2018. Развитие рефлексии как профессионально-значимого качества личности студента – будущего учителя. В кн.: Мотивация и рефлексия личности: теория и практика. Сборник научных трудов. Под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск, Издательство Тихоокеан. гос. ун-та: 37–41.

Герцен С.М., Сухарева О.Е., Скороходова Л.В. 2019. Индивидуальные образовательные траектории в формировании межкультурной компетентности студентов вуза. Высшее образование сегодня, 10: 57–61. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.57

Давыдова О.И., Богославец Л.Г. 2020. Тайм-менеджмент руководителей организаций дошкольного и дополнительного образования. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет, 148 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/108866.html (дата обращения: 20.01.2022).

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. 2014. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России, 3: 74–82.

Колесникова И.А. 2017. Опыт ретроспективной рефлексии индивидуального образовательного пути. Непрерывное образование: XXI век, 4 (20). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3726 (дата обращения: 20.01.2022). DOI: 10.15393/j5.art.2017.3726

Кротенко Т.Ю. 2020. Поиск и выбор образовательного пути. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 1(43): 193–197. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poisk-i-vybor-obrazovatelnogo-puti (дата обращения: 20.01.2022).

Кротенко Т.Ю., Кануникова М.И., Лесникова О.В. 2021. Образовательное путешествие: поиск и выбор пути. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 1(51): 288–293. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-puteshestvie-poisk-i-vybor-puti (дата обращения: 20.012022). DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.045

Максименко Ю.С. 2017. Образ учителя в современном обществе. Концепт, 39: 3351–3355. URL: http://e-koncept.ru/2017/970997.htm (дата обращения: 20.01.2022).

Минько Э.В. 2001. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения. СПб., СПбГУАП, 98 с.

Сутеева И.В. 2012. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося. Ярославский педагогический вестник, 4: 217–221.

Чеботарева И.И. 2020. Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования. Молодой ученый, 4 (294): 329–331.

Шеманаева М.А. 2017. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория». Концепт, S12: 43–47. URL: http://e-koncept. ru/2017/470154.htm (дата обращения: 20.01.2022).

Шилова Л.В., Фетисова Л.Ю. 2020. Индивидуальная образовательная траектория обучения студента как инновационная модель профессионального и личностного развития. Высшее образование сегодня, 7: 40–43. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.40

Belousova N.A., Korchemkina Yu.V., Makhmutova L.G., Fortygina S.N. 2020. The individual educational trajectory as a means for the formation of students’ informational-analytical skills in a digital educational environment. Revista Espacios. Educación. Education. Educação, 41(39): 261–270. Available at: https://www.revistaespacios.com/a20v41n39/a20v41n39p19.pdf (accessed: 20.01.2022).

Замфереско О.О. 2017. Особистісно орієнтований вимір професійної освіти. У кн.: Гуманітарний дискурс суспільних проблем: минуле, сучасне, майбутнє. Матеріали Міжвузівської наукової конференції молодих науковців, курсантів, студентів та слухачів, м. Черкаси, 19 квітня 2017 рік. Під ред. Т.Д. Чубіної. Черкаси, ЧІПБ імені Героїв Чорнобиля НУЦЗ України: 51–52.

Klieba A.I., Bludova Yu.O., Galushko N.A., Pavlova O.H., Pylypenko N.V. 2020. Construction of an Individual Educational Trajectory as a Way to Reveal the Personal and Professional Potential of a Future Teacher. International Journal of Higher Education, 9(7): 73–83.

Краснощок І.П. 2018. Індивідуальна освітня траєкторія студента: теоретичні аспекти організації. У кн.: Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах. Зб. наук. пр. Вип. 60, т. 1. Під ред. А.В. Сущенко. Запоріжжя, КПУ: 101–107.

Мірошник С.І. 2016. Професійний розвиток педагога: сучасні підходи. Народна освiта, 2(29). URL: https://www.narodnaosvita.kiev.ua/?page_id=4133 (дата звернення: 20.01.2022).


Просмотров аннотации: 248

Поделиться

Опубликован

2022-04-07

Как цитировать

Асанова , З. Р., & Чалбаш Кызы, Э. Р. (2022). Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(1), 49-59. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-1-49-59

Выпуск

Раздел

Педагогика