Структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-289-296Ключевые слова:
студенты строительного колледжа, межкультурные коммуникативные компетенции, модель, моделирование, транснациональные строительные компанииАннотация
В строительных компаниях различных регионов Российской Федерации работает большое число иностранных рабочих. Для создания в многонациональном коллективе комфортного и благоприятного психологического климата специалист/техник-строитель должен обладать достаточными знаниями культуры и истории народов, с представителями которых он ежедневно общается и работает, с их традициями и обычаями, нормами и правилами этики, обладать межкультурными коммуникативными компетенциями. При этом федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» не содержит требований к формированию у техников-строителей этого вида неординарных профессиональных компетенций. В научной литературе этот вопрос освещен с недостаточной полнотой. Отвечая на вызов времени, целью исследования мы поставили разработку модели системы формирования у студентов строительного колледжа – будущих специалистов среднего образования межкультурных коммуникативных компетенций. Разработанная структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций содержит девять функциональных, взаимосвязанных, последовательно и преемственно реализуемых блоков. Дано описание функционального предназначения, содержания и структуры каждого блока модели. Модель системы формирования у студентов межкультурных коммуникативных компетенций апробирована и используется в учебном процессе подготовки техников-строителей в Колледже Самарского государственного технического университета.
Библиографические ссылки
Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. 2014. Проектирование: технологии обучения. Самара, Изд-во СамГАСУ, 104 с.
Герасимов Б.Н. 2009. Интенсивные образовательные технологии. Самара, Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 479 с.
Грошева Л.И. 2019. Развитие стереотипов в многонациональной среде трудовых коллективов. Primo Aspectu, 1 (37): 54–59.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. 2007. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., Академия, 208 с.
Зеленина Л.Е., Митрофанова К.А. 2019. Обучение межкультурной коммуникации в системе профессионального образования: подготовка специалистов в сфере здравоохранения. Педагогическое образование в России, 1 (86): 50–54. DOI: 10.26170/po19-01-07.
Исакова А.А. 2017. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции. Интеграция образования, 1 (86): 46–53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053.
Кидесюк И.Н. 2020. Метод моделирования как элемент универсальных учебных действий (на примере иноязычной подготовки). Мир науки, культуры, образования, 4 (83): 196–198. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00728.
Костенко А.А., Моц А.Н., Соколова О.В., Тарасьян Н.А. 2020. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности педагогов профессионального образования. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2 (58): 126–132.
Макарова И.К. 2018. Использование иностранной рабочей силы в России и управление интернациональными коллективами: стратегия и безопасность. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2 (15): 98–108.
Мукомель В.И. 2017. Мигранты на российском рынке труда: адаптация, интеграция, дискриминация. В кн.: Трудовая миграция на постсоветском пространстве: тренды, проблемы, возможности регулирования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 5–6 апреля 2017, Уфа. Под ред. И.В. Фроловой. Уфа, Мир печати: 18–35.
Назаров В.В. 2009. Проблемы трудовых мигрантов в строительной отрасли: социологический аспект. Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 11: Философия. Социология. Культурология, 11 (149): 157–163.
Нужная Л.В. 2017. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов. В кн.: Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием, посвященной 70-летию факультета иностранных языков, 5–6 декабря 2016, Красноярск. Под ред. И.А. Майер. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева: 225–230.
Писаренко В.И. 2019. Моделирование в современной педагогике. Общество: социология, психология, педагогика, 12 (68): 146–154. DOI: 10.24158/spp.2019.12.24.
Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. 2004. Диалоговые технологии гражданского образования. Самара, Самарский региональный лингвистический научный центр «Диалог культур», 173 с.
Серяпина Л.В. 2020. Возможности использования цифровых технологий в процессе формирования у студентов межкультурной коммуникативной компетентности. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 22 (75): 92–98. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-92-98.
Серяпина Л.В., Михелькевич В.Н. 2021. Содержание межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. В кн.: Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения). Сборник трудов международной научно-методической конференции, 29–30 апреля 2021, Псков. Псков, Псковский государственный университет: 136–140.
Современные образовательные технологии. 2016. Под ред. Н.В. Бордовской. М., КНОРУС. 432 с.
Ходжиев М., Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В. 2017. Изучение социально-психологических факторов формирования профессионального стресса у трудовых мигрантов. Анализ риска здоровью, 3: 109–117. DOI: 10.21668/health.risk/2017.3.13.
Просмотров аннотации: 114
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Любовь Владимировна Серяпина , Валентин Николаевич Михелькевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.