Этнокультурные практики в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов

Авторы

  • Ольга Семёновна Щербакова Алтайский государственный институт культуры
  • Наталья Александровна Яговец Алтайский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-297-307

Ключевые слова:

образовательные практики, этнокультурные практики, этнокультурная идентичность, фольклор, руководители народно-певческих коллективов, искусство народного пения, сибирский регион, Алтайский край

Аннотация

Снижение роли этнокультурных практик в общественной и семейной жизни этносов России, запустившее процесс деформации этнокультурной идентичности подрастающего поколения и системы этнокультурных ценностей, способны компенсировать жизнеспособные формы этнокультурных образовательных практик. Транслирование фольклорных жанров, органично включенных в различные формы этнокультурных практик, и в то же время являющихся предметной областью изучения в системе современного народно-певческого образования, способствуют не только сохранению традиций нематериального культурного наследия этноса, но и формированию личности руководителя коллектива с устойчивой этнокультурной идентичностью. Авторами представлен выявленный и систематизированный в результате исследования комплекс этнокультурных образовательных практик и основные педагогические условия их реализации. Раскрыта апробированная система этнокультурных образовательных практик исследовательского, художественно-творческого, образовательно-методического и досугового характера, направленная на формирование профессиональных компетенций будущего руководителя народно-певческого коллектива и способствующая передаче этнокультурных знаний и преемственности фольклорно-исполнительских умений.  

Биографии авторов

Ольга Семёновна Щербакова , Алтайский государственный институт культуры

кандидат педагогических наук, профессор кафедры народного хорового пения, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия

Наталья Александровна Яговец , Алтайский государственный институт культуры

доцент кафедры народного хорового пения, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия

Библиографические ссылки

Бакланова Т.И. 2017. О необходимости подготовки в педагогических вузах России педагогов общего и дополнительного этнокультурного образования детей В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 212–216.

Балич Н.Л. 2017а. Роль этнокультурных практик в сохранении национального самосознания белорусов и русских (на примере республики Беларусь). В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар – г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 36–47. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1695.pdf (дата обращения: 25.03. 2022).

Балич Н.Л. 2017б. Этнокультурные практики – основа воспроизводства культурного кода восточных славян. Социологический альманах, 8: 193–207.

Воробьева А.В., Путиловская В.В. 2017. Формирование сценической культуры участника народно-певческого коллектива средствами фестивального творчества. В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 99–102.

Демешкина Т.А. 2015. Славянский компонент в самоидентификации жителя Сибири. Русин, 3 (41): 90–107. DOI: 10.17223/18572685/41/7

Искендеров П.А. 2020 «Сибирская идентичность»: социально-экономические и этнокультурные аспекты. Вопросы истории, 3: 4–7. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202003Statyi01

Карпушина Л.П. 2011. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов. Фундаментальные исследования, 12-2: 302–305.

Косогорова Л.В. 2017. Практико-ориентированная модель подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе педагогического потенциала традиционных национальных культур. В кн.: Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25 марта 2017 г. Под ред. Т.И. Баклановой, М.Г. Кайтанджян, Н.А, Опариной. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс»: 178–184.

Красовская Н.Р. 2020. Этнокультурные аспекты кризиса идентичности личности. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 4 (2): 205–210. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-205-210

Лаво Р.С. 2019. Проблемы этнокультурной идентичности в современном обществе. Культурная жизнь Юга России, 4 (75): 94–98.

Малыгина И.В. 2016. Мировые тенденции и российская специфика динамики этнокультурной идентичности. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 5(73): 42–52.

Медведева З.В. 2012. Этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов. Вестник Бурятского государственного университета: выпуск Педагогика, 1-1: 149–153.

Мкртчян В.С., Галикян Г.Э. 2017. Кризис идентичности в современном глобализирующемся обществе. В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар – г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 220–228. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1717.pdf (дата обращения: 27.03. 2022)

Муха В.Н. 2017. Этнокультурные практики в структуре повседневности белорусов и россиян: обзор результатов проекта. В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар – г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 6: 261–269. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1722.pdf (дата обращения: 25.03. 2022)

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. 2017. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 7(256): 142–149.

Селиверстова Н.А. 2016. Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур. Знание. Понимание. Умение, 3 (май-июнь): 50–54. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/3/Seliverstova_Educational-Practices/ (дата обращения: 10.10.2021).

Семёнова В.В. 2017. Этническая идентичность поликультурного региона: особенности развития и факторы влияния (на примере Краснодарского края). В кн.: Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар – г. Ереван, 17 февраля 2017 г. Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды Кубанского государственного технологического университета", 6: 374–379. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0043/1752.pdf (27.03. 2022)

Фёдорова С.В. 2019. Этнокультурные образовательные практики в работе со студентами вуза. В кн.: Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. Материалы VII международной научной конференции, г. Барнаул, 7, 8 и 11 июня 2019 г. Под ред. С.Г. Максимовой. Вып. 8. Том 2. Барнаул, ИП Колмогоров И.А.: 249–254.

Щербакова О.С. 2013. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. Под ред. Б.А. Федулова. Барнаул, Изд-во АГАКИ, 220 с.

Lidskog R. 2017. The role of music in ethnic identity formation in diaspora: A research review. International Social Science Journal, 66. Iss. 219-220 (March–June): 23-38. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/issj.12091 (accessed: 25.03. 2022) DOI: https://doi.org/10.1111/issj.12091


Просмотров аннотации: 158

Поделиться

Опубликован

2022-07-06

Как цитировать

Щербакова , О. С., & Яговец , Н. А. (2022). Этнокультурные практики в подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(2), 297-307. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-297-307

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)