Интернет-мем и юмор
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-2-317–328Ключевые слова:
интернет-мем, интернет-коммуникация, юмор, детабуизация, карнавализация, фольклор, ирония, пародияАннотация
Для понимания природы постмодернизма и современной культуры в целом важно изучение юмористических жанров интернет-коммуникации, являющихся воплощением постмодернистского юмора. Поскольку данная тема остается малоизученной, автором поставлена цель – пранализировать природу юмора в интернет-мемах в контексте современной интернет-коммуникации, выявить и описать его особенности. В качестве материала были использованы 500 интернет-мемов из англоязычных интернет-ресурсов. В результате были выявлены формы юмора, детабуизация, фольклорный характер и карнавализация. Многообразие форм юмора воплощается в бытовании в мемах разнообразных юмористических проявлений, среди которых сатира, ирония, сарказм и пародия, и обусловлено дискурсивными свойствами данных единиц, а именно: юмористической направленностью, игровым характером и гротескностью. Детабуизация реализуется в активном использовании слов-табу и тем-табу, в нарушении коммуникативных табу для создания юмористической тональности. Фольклорный характер юмора в интернет-мемах прослеживается в анонимности, креативности и опоре на коллективное мировоззрение. Благодаря фольклорному началу, юмор в интернет-мемах выражается в оригинальной устно-письменной форме с такими особенностями, как коллоквиализация, отклонение от языковой нормы, эллипсис и т.д. Карнавализация обеспечивает особый, фамильярный, шутовской, бросающий вызов официальности юмор в мемах. Таким образом, выявленные характеристики свидетельствуют об оригинальной и многогранной природе юмора, которая отражает, с одной стороны, специфику интернет-коммуникации и, с другой стороны, жанровые свойства интернет-мема.
Библиографические ссылки
Александрова Е.М. 2017. Креолизованный мем как новая форма бытования языковых анекдотов. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8-2 (74): 65–69.
Баслина Е.Ю., Ухова Л.В. 2014. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора. Ярославский педагогический вестник, 1 (1): 135–140.
Бахтин М.М. 1990. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худож. лит., 544 с.
Бокарев Т.А., Гагин А.В. 2007. Антология русского рунета. Под ред. А.В. Гагина. М., ООО «Рекком», 204 с.
Дзялошинский И.М. 2019. Медиакарнавал в эпоху глобализации. Меди@льманах, 3 (92): 18–28. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.1828.
Дубовский В.А. 2016. Трансформация феномена карнавализации в условиях информационного общества: интернет-карнавал. Социальные трансформации, 26: 48–51.
Дубских А.И. 2019. Интернет-пространство как сфера реализации отрицательной самопрезентации юмористическими средствами. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2 (199): 14–20. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-14-20.
Дукин Р.А. 2014. Репрезентации карнавальных процессов в социальных медиа. Огарёв-Online, 24(38): Социологические науки: 5. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/reprezentacii-karnavalnykh-processov-v-socialnykh-media (дата обращения: 01.02.2020).
Кулаженко А.А., Бычкова М.Н. 2017. Интернет-мем в межличностной офлайн-коммуникации. Коммуникативные исследования, 3 (13): 96–105. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105.
Куницына О.М. 2010. Детабуизация как стратегия оформления рекламного текста. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 593: 107–116.
Лутовинова О.В. 2008. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 71: 58–65.
Никитина О.А., Гудкова О.А., Зандер Ф. 2018. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса. Язык и культура, 43: 74–87. DOI: 10.17223/19996195/43/5.
Садиева К.М. 2018. Характерные особенности русского постмодернизма. Мир науки, культуры, образования, 1(68): 419–420.
Фефелова Г.Г. 2016. Языковые средства выражения комического в юмористическом дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 9-2 (63): 170–173.
Щурина Ю.В. 2010. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Серия: Филология. История, 57: 82–86.
Górka M. 2014. The meme as an example of carnivalized internet communication. Kwartalnik Naukowy OAP UW" e-Politikon", 9: 215–242.
Pye G. 2006. Comedy theory and the postmodern. Humor – International Journal of Humor Research, 19(1): 53–70. DOI: 10.1515/HUMOR.2006.003.
Shifman L. 2013. Memes in a digital world: Reconciling with a conceptual troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362–377. DOI: 10.1111/jcc4.12013.
Wang J., Wang H. 2015. From a marketplace to a cultural space: Online meme as an operational unit of cultural transmission. Journal of Technical Writing and Communication, 45(3): 261–274. DOI: 10.1177/0047281615578847.
Wiggins B.E., Bowers G.B. 2015. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New media & society, 17 (11): 1886–1906. DOI:10.1177/1461444814535194.
Просмотров аннотации: 148
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Светлана Валериевна Канашина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.