Обеспечение контекстного характера обучения как организационно-педагогическое условие формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта

Авторы

  • Максим Сергеевич Скляр Луганский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-521-531

Ключевые слова:

профессиональная культура, специалисты в области спорта, контекстный характер обучения, система высшего образования

Аннотация

Активное реформирование системы высшего образования Луганской Народной Республики в современных политических и социально-экономических реалиях, ее переход на новые образовательные стандарты актуализируют научное обоснование и учебно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта, ориентированного на реализацию инновационных разработок в сфере педагогического сопровождения профессионального развития личности. Решение этой проблемы обусловило проведение опытно-экспериментальной работы по апробации возможностей контекстного обучения как организационно-педагогического условия формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта в системе высшего образования. В статье представлена, разработанная в ходе исследования типологизация профессионально ориентированных заданий и моделируемых ситуаций профессиональной деятельности, обеспечивающих контекстный характер обучения и используемых в учебном процессе с целью формирования различных компонентов профессиональной культуры. Результаты показали, что дидактически преобразованное в профессионально ориентированных заданиях и моделируемых ситуациях содержание профессиональной деятельности обеспечивает не только наследование социального опыта, признание будущей профессии как социально и нравственно значимой, а и становление направленной активности будущих специалистов в области спорта на развитие профессиональной культуры.

Биография автора

Максим Сергеевич Скляр , Луганский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой олимпийского и профессионального спорта, Луганский государственный педагогический университет,

г. Луганск, Луганская Народная Республика

Библиографические ссылки

Вербицкий А.А. 1991. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 207 с.

Вербицкий А.А. 2004. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., ИЦ ПКПС, 84 с.

Вербицкий А.А., Жукова Н.В., Жукова Н.Ю. 2007. Кросс-культурные контексты образования. Вестник Московского государственного лингвистического университета, 531: 73–90.

Вербицкий А.А, Ермакова О.Б. 2009. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании. Инновационные проекты и программы в образовании, 4: 18–22.

Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. 2011. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., Логос, 336 с.

Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. 2011. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате. Высшее образование в России, 6: 66–71.

Вербицкий А.А. 2017. Теория и технологии контекстного образования. М. Московский педагогический государственный университет, 268 с.

Дмитриев С.В. 2007. Презумпция культуры в антропных технологиях вузовского образования. Проблемно-ориентированный дискурс предметной области. Педагогические технологии, 3: 41–55.

Дубовицкая Т.Д. 2004. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход. Дис. ... докт. психол. наук. Москва, 350 c.

Жукова Н.В. 2009. Роль внутреннего кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 212 с.

Завалишина Д.Н. 2000. О типологизирующей активности опытного специалиста. Ярославский психологический вестник, 3: 8–18.

Калашников В.Г. 2017. Развитие личности в психологическом и духовном контекстах. Развитие личности, 2: 47–69.

Калашников В.Г. 2019. Контекстный подход как методология психологического исследования. СПб, Нестор-История, 384 с.

Скляр М.С. 2021. Концепция формирования профессиональной культуры специалистов в области физкультуры и спорта в системе высшего образования. Известия Волгоградского педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки, 5(158): 67–73.

Скляр М.С. 2020. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области физкультуры и спорта. Гуманитарно-педагогическое образование, 3 – 4: 110 – 117.

Щербакова О.И. 2011. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде. Дис. ... докт. психол. наук. Москва, 395 с.

Johnson E.B. 2002. Contextual Teaching and Learning: What It Is and Why It's Here To Stay. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California, 196 p.

LinkovА.Y. 2014. Constructivism in the Field of Pedagogical Knowledge (when Interpreting Learning Styles). European science review, 5-6: 81–85.

Rybakina N.A. 2015. The competence-contextual model of education and training in the context of continuous education. В кн.: Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы 13-й международной конференции, 29-31 мая 2015, Санкт-Петербург. Ч.1. Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина: 369–373.

VerbitskyA.A. KalashnikovV.G. 2012. Category of «Context» and contextual approach in Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 5: 117–130. Available at: http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2012/verbitsky.pdf (accessed: 21.07.2022). DOI: 10.11621/pir.2012.0007


Просмотров аннотации: 86

Поделиться

Опубликован

2022-10-04

Как цитировать

Скляр , М. С. (2022). Обеспечение контекстного характера обучения как организационно-педагогическое условие формирования профессиональной культуры специалистов в области спорта. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3), 521-531. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-521-531

Выпуск

Раздел

Педагогика