К вопросу о содержании и условиях реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования

Авторы

  • Анна Тихоновна Анисимова Кубанский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-55-65

Ключевые слова:

предметно-языковое интегрированное обучение, CLIL модель, дидактические принципы, организационно-педагогические условия, разработка учебных материалов, профессиональный дискурс, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

Аннотация

Классическое языковое обучение в условиях современной образовательной среды переходит в более функциональный формат, в котором иностранный язык из объекта преподавания и изучения трансформируется в дидактический инструмент профессионального образования. Анализ научно-педагогических публикаций позволяет утверждать, что наиболее перспективной в этом отношении моделью является предметно-языковой интегрированный подход к иноязычному образованию (CLIL модель). Несмотря на значительный корпус публикаций, посвященных различным аспектам данной модели, проблема разработки принципов и критериев отбора предметно-тематического содержания обучения не выступала предметом отдельного изучения, что определило актуальность настоящей работы. Целью данного исследования является определение принципов формирования учебного контента, а также выявление проблемных зон на пути реализации интегрированного обучения. В статье рассматриваются наиболее актуальные и дискуссионные вопросы и условия организации обучения по CLIL модели.

Биография автора

Анна Тихоновна Анисимова, Кубанский государственный аграрный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия

Библиографические ссылки

Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 380 с. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id18-83

Амерханова О.О. 2021. Особенности внедрения CLIL-курса «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов неязыковых направлений подготовки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 26(192): 33–43. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-33-43

Арутюнян В.С. 2017. Иноязычное образование в вузе: проблемы, методы, ресурсы, перспективы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2: 225–233.

Богин Г.И. 2009. Уровневое развитие языковой личности. В кн.: Обретение способности понимать: работы разных лет. В 2-х т. Том 1. Тверь, Твер. гос. ун-т: 5–103.

Вдовина Е.К. 2018. Разработка и реализация модели, интегрирующей экономичексие дисциплины и академический английский язык в СПбПУ Петра Великого. В кн.: Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та: 246–293. DOI:10.18720/SPBPU/2/id18-83

Завьялов В.В. 2018. Особенности отбора предметной стороны содержания обучения английскому языку студентов направления подготовки «Юриспруденция». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(177): 30–38. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-177-30-38

Завьялов В.В. 2021. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция»). Общество. Коммуникация. Образование, 12(2): 63–74. DOI: 10.18721/JHSS.12205

Капранчикова К.В. 2018. Особенности отбора предметного содержания обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(176): 46–55. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55

Капранчикова К.В., Завгородняя Е.Л., Саенко Е.С. 2021. Межкафедральное взаимодействие в аграрном вузе как основа для разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 26(190): 69–78. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-190-69-78

Крылов Э.Г. 2016. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Екатеринбург, 52 с.

Макерова Н.В. 2022. Теоретические аспекты предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 6(208): 227–234. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p227-234

Максаев А.А. 2019. Проектирование предметного содержания учебных программ по иностранному языку для студентов вузов музыкального профиля. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(179): 58–68. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-58-68

Морозова Г.А. 2020. Дифференцированный подход при обучении студентов стратегиям понимания профессионально ориентированных иноязычных текстов. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, 43(62): 109–117.

Попова Н.В. Алмазова Н.И., Евтушенко Т.Г., Зиновьева О.В. 2020. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку. Высшее образование в России, 29(7): 32–42. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-32-42

Салехова Л.Л. 2008. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Казань, 44 с.

Салехова Л.Л. 2018. Интегрированное предметно-языковое обучение CLIL: использование в контексте национально-русского билингвизма (опыт Казанского федерального университета). В кн.: Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та: 181–210. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id18-83

Сидоренко Т.В., Замятина О.М., Кудряшова А.В. 2021. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете. Язык и культура, 54: 299–317. DOI: 10.17223/19996195/54/17

Сысоев П.В. 2019. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России. Язык и культура, 48: 349–371. DOI: 10.17223/19996195/48/22

Сысоев П.В. 2020. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 3: 169–178.

Сысоев П.В., Токмакова Ю.В. 2022. Разработка методики предметно-языкового интегрированного обучения студентов аграрного вуза. Перспективы науки и образования, 1 (55): 221–235. DOI: 10.32744/pse.2022.1.14

Фоломкина С.К. 2005. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Под ред. Н.И. Гез. М., Высшая школа, 255 с.

Хомутова Т.Н. 2013. Иноязычное образование в вузе: состояние, проблемы, решения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика, 10(1): 101–105.

Ширяева Т.А., Литвишко О.М. 2022. CLIL как ответ на современные вызовы в профессиональном образовании. Вопросы прикладной лингвистики, 1(45): 7–36. DOI: 10.25076/vpl.45.01

Czura A. 2017. Translation is not Enough – the Need for Pedagogical Adaptation in CLIL Textbook Development. Porta Linguarum, 27: 35–46. DOI: 10.30827/Digibug.53950

Marsh D. 1994. Bilingual Education & Content and Language Integrated Learning. International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member States of the European Union (Lingua) University of Sorbonne. Paris.

Research for Materials Development in Language Learning: Evidence for Best Practice. 2010. Eds. B. Tomlinson, H. Masuhara. London, Bloomsbury Academic, 432 p. DOI: 10.5040/9781474211949.ch-001

Tomlinson B. 2022. The discipline of materials development. In: Routledge Handbook of Materials Development for Language Teaching. Eds. J. Norton, H. Buchanan. London, Routledge, Ch. 1, 14 p. DOI: 10.4324/b22783

Westwood P. 2008. What teachers need to know about teaching methods. Camberwell, Acer Press, 105 p.


Просмотров аннотации: 77

Поделиться

Опубликован

2023-05-02

Как цитировать

Анисимова, А. Т. (2023). К вопросу о содержании и условиях реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1), 55-65. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-55-65

Выпуск

Раздел

Педагогика