On the Content and Conditions of Professional Foreign Language Training

Authors

  • Anna T. Anisimova Kuban State Agrarian University

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-55-65

Keywords:

content-language integrated teaching/learning, CLIL model, didactic principles, organizational and pedagogical conditions, development of teaching material, professional discourse, professionally-oriented foreign language teaching

Abstract

The challenges of the modern educational environment foster the transformation of classical language teaching into a more functional format in which language is not to be viewed as the only goal of learning and teaching but as a didactic instrument of professional education. Thematic analysis was used as the theoretical-methodological reference to the problem which revealed that the most promising model in this regard is the content-language integrated approach to foreign language education (CLIL model). Despite the considerable body of publications devoted to various aspects of this model, the problem of developing principles and criteria for selecting the subject-thematic teaching content was not the object of separate study, which determined the relevance of this work. The study reported in this article deals with the development of didactic approach to teaching materials development and reveals the problematic areas on the way of integrated language learning implementation. The article discusses the most relevant and controversial issues and conditions for the organization of training within CLIL model framework.

Author Biography

Anna T. Anisimova, Kuban State Agrarian University

Сandidate of Philology, Associate Professor at the Foreign Languages Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

References

Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 380 с. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id18-83

Амерханова О.О. 2021. Особенности внедрения CLIL-курса «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов неязыковых направлений подготовки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 26(192): 33–43. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-33-43

Арутюнян В.С. 2017. Иноязычное образование в вузе: проблемы, методы, ресурсы, перспективы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2: 225–233.

Богин Г.И. 2009. Уровневое развитие языковой личности. В кн.: Обретение способности понимать: работы разных лет. В 2-х т. Том 1. Тверь, Твер. гос. ун-т: 5–103.

Вдовина Е.К. 2018. Разработка и реализация модели, интегрирующей экономичексие дисциплины и академический английский язык в СПбПУ Петра Великого. В кн.: Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та: 246–293. DOI:10.18720/SPBPU/2/id18-83

Завьялов В.В. 2018. Особенности отбора предметной стороны содержания обучения английскому языку студентов направления подготовки «Юриспруденция». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(177): 30–38. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-177-30-38

Завьялов В.В. 2021. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция»). Общество. Коммуникация. Образование, 12(2): 63–74. DOI: 10.18721/JHSS.12205

Капранчикова К.В. 2018. Особенности отбора предметного содержания обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(176): 46–55. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55

Капранчикова К.В., Завгородняя Е.Л., Саенко Е.С. 2021. Межкафедральное взаимодействие в аграрном вузе как основа для разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 26(190): 69–78. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-190-69-78

Крылов Э.Г. 2016. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Екатеринбург, 52 с.

Макерова Н.В. 2022. Теоретические аспекты предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 6(208): 227–234. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p227-234

Максаев А.А. 2019. Проектирование предметного содержания учебных программ по иностранному языку для студентов вузов музыкального профиля. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(179): 58–68. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-58-68

Морозова Г.А. 2020. Дифференцированный подход при обучении студентов стратегиям понимания профессионально ориентированных иноязычных текстов. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, 43(62): 109–117.

Попова Н.В. Алмазова Н.И., Евтушенко Т.Г., Зиновьева О.В. 2020. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку. Высшее образование в России, 29(7): 32–42. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-32-42

Салехова Л.Л. 2008. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Казань, 44 с.

Салехова Л.Л. 2018. Интегрированное предметно-языковое обучение CLIL: использование в контексте национально-русского билингвизма (опыт Казанского федерального университета). В кн.: Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Вдовина Е.К., Гальскова Н.Д., Крылов Э.Г., Минакова Л.Ю., Обдалова О.А., Рыбушкина С.В., Салехова Л.Л., Серова Т.С., Сидоренко Т.В., Шульгина Е.М. 2018. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов. Под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., Изд-во Политехн. ун-та: 181–210. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id18-83

Сидоренко Т.В., Замятина О.М., Кудряшова А.В. 2021. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете. Язык и культура, 54: 299–317. DOI: 10.17223/19996195/54/17

Сысоев П.В. 2019. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России. Язык и культура, 48: 349–371. DOI: 10.17223/19996195/48/22

Сысоев П.В. 2020. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 3: 169–178.

Сысоев П.В., Токмакова Ю.В. 2022. Разработка методики предметно-языкового интегрированного обучения студентов аграрного вуза. Перспективы науки и образования, 1 (55): 221–235. DOI: 10.32744/pse.2022.1.14

Фоломкина С.К. 2005. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Под ред. Н.И. Гез. М., Высшая школа, 255 с.

Хомутова Т.Н. 2013. Иноязычное образование в вузе: состояние, проблемы, решения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика, 10(1): 101–105.

Ширяева Т.А., Литвишко О.М. 2022. CLIL как ответ на современные вызовы в профессиональном образовании. Вопросы прикладной лингвистики, 1(45): 7–36. DOI: 10.25076/vpl.45.01

Czura A. 2017. Translation is not Enough – the Need for Pedagogical Adaptation in CLIL Textbook Development. Porta Linguarum, 27: 35–46. DOI: 10.30827/Digibug.53950

Marsh D. 1994. Bilingual Education & Content and Language Integrated Learning. International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member States of the European Union (Lingua) University of Sorbonne. Paris.

Research for Materials Development in Language Learning: Evidence for Best Practice. 2010. Eds. B. Tomlinson, H. Masuhara. London, Bloomsbury Academic, 432 p. DOI: 10.5040/9781474211949.ch-001

Tomlinson B. 2022. The discipline of materials development. In: Routledge Handbook of Materials Development for Language Teaching. Eds. J. Norton, H. Buchanan. London, Routledge, Ch. 1, 14 p. DOI: 10.4324/b22783

Westwood P. 2008. What teachers need to know about teaching methods. Camberwell, Acer Press, 105 p.


Abstract views: 105

Share

Published

2023-05-02

How to Cite

Anisimova, A. T. (2023). On the Content and Conditions of Professional Foreign Language Training. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(1), 55-65. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-55-65

Issue

Section

Pedagogics