Анализ информационной компетентности обучающихся медицинского вуза на начальном этапе подготовки

Авторы

  • Мария Равильевна Васильева Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Марина Степановна Апанович Красноярский государственный медицинским университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Елена Георгиевна Мягкова Красноярский государственный медицинским университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-66-79

Ключевые слова:

информационная компетентность, информационная культура, информатика, программные редакторы, практические навыки, студенты медики

Аннотация

На сегодняшний день формирование информационной компетентности студентов медицинского вуза является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку обучающиеся активно используют информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствую исследования информационной ком петентности студентов медицинского вуза. Целью данного исследования является оценка базового уровня информационной компетентности студентов, поступивших в медицинский вуз, сформировавшегося в результате освоения образовательной программы основного общего образования. Было проведено анкетирование студентов, в котором приняли участие 98 человек. Знания студентов оце нивались с помощью тестирования, практические умения – при помощи контролирующих материалов. Результаты исследования показали различные уровни подготовки по информатике, что значительно усложняет образовательный процесс. Полученные данные могут представлять интерес для преподавателей информатики и информационных технологий в медицинских вузах при коррекции учебных программ в целях повышения эффективности формирования информационной компетентности студентов.

Биографии авторов

Мария Равильевна Васильева , Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики, Красноярский государственный медицинским университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия

Марина Степановна Апанович, Красноярский государственный медицинским университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия

Елена Георгиевна Мягкова , Красноярский государственный медицинским университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия

Библиографические ссылки

Берман Н.Д. 2017. Формирование информационной компетенции студентов. Современные исследования социальных проблем, 8 (2-2): 28–34. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34

Воронцова Э.М. 2015. Особенности формирования информационной компетентности студентов при изучении дисциплины «Медицинская информатика». Вестник Марийского государственного университета, 5(20): 10–15.

Гец Е.А. 2021. О некоторых вопросах применения заданных материалов в процессе обучения информатике студентов медицинского вуза. В кн.: Интеграция научных школ Дальнего Востока в образование региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 23–24 ноября 2021 года. Под ред. В.А. Давыденко. Хабаровск, Издательство Тихоокеанского государственного университета: 95–98.

Глухих С.И., Андреева А.В. 2018. Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза. Педагогическое образование в России, 12: 95–99. DOI: 10.26170/po18-12-14

Гришаева О.В. 2019. Кластерный подход при разработке учебных программ медицинских специальностей. Современные проблемы науки и образования, 2: 33.

Дьяченко В. Г., Дьяченко С.В. 2017. Стандартизация высшего медицинского образования, производственный контекст. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России, 1(26): 2.

Заброда Н.Н. 2019. Формирование профессиональных компетенций в системе подготовки кадров высшей квалификации. Медицинское образование и вузовская наука, 1(15): 18–20.

Костюченко Т.Я. 2010. Информационная культура и электронные обучающие ресурсы. Вестник Кемеровского государственного университета, 2(42): 44–47.

Кудашкина О.В., Амиров А.Ф., Липатова Е.Е. 2019. Реализация модели многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования. Современное педагогическое образование, 9: 52–57.

Овсяницкая Л.Ю. 2015. Педагогические условия формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения. Мир науки, культуры, образования, 4(53): 48–51.

Пашко А.К. 2018. Формирование информационной компетентности студентов медицинского университета. Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія, 8(2): 97–105.

Татров А.С., Туаева И.Б., Габараева Л.Н., Аветисян Р.Р., Кайтуков А.О. 2021. Личностно ориентированное обучение в процессе подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области медицины и организации здравоохранения в соответствии с требованиями компетентностного подхода и ФГОС. Современные проблемы науки и образования, 2: 23. DOI: 10.17513/spno.30593

Третьяков А.Л. 2018. Информационная компетентность как образовательный феномен. В кн.: Язык и актуальные проблемы образования. Материалы Международной научно-практической конференции Москва, 31 января 2018 года. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. Москва. Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования»: 389–392.

Хрулёва А.А. 2014. Формирование информационной культуры как необходимое условие повышения уровня высшего профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования, 45-1: 348–355.

Черкасова Л.В. 2019. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 1(58): 132–141. DOI: 10.26105/SSPU.2019.45.14.014

Калдыбаев С.К., Садыкова Л.Ю. 2020. Педагогикалык окуу жайынын студентинин маалыматтык компетенттүүлүгү: маңызы жана түзүмү. Alatoo academic studies, 4: 77–84. DOI: 10.17015/aas.2020.204.09

Fortova L.K., Gudkova A.V., Yudina A.M., Mashkina V.A. 2019. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. In: Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences. (TPHD 2018). Proceedings of the International Conference. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 312: 531–534.

Ginman M. 1987. Information Culture and Business Performance. Proceedings of the 12th Biennial Conference, Helsinki, 1987. Latul Quarterly, 2(2): 93–106.

Kadirimbetova G.R. 2020. Formation of information competence in students in the process of physical education. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8 (12): 107–110.

Oliver G. 2017. Understanding Information Culture: Conceptual and Implementation Issues. Journal of Information Science Theory and Practice, 5(1): 6–14. DOI:10.1633/JISTaP.2017.5.1.1

Rajaram A., Hickey Z., Patel N., Newbigging J., Wolfrom B. 2020. Training medical students and residents in the use of electronic health records: a systematic review of the literature. Journal of the American Medical Informatics Association, 27(1): 175–180. DOI: 10.1093/jamia/ocz178

Singh H.K., Joshi A., Malepati R.N., Najeeb S., Balakrishna P., Pannerselvam N.K., Singh Y.K., Ganne P. 2021. A survey of E-learning methods in nursing and medical education during COVID-19 pandemic in India. Nurse Education Today, 99. DOI: 10.1016/j.nedt.2021.104796


Просмотров аннотации: 81

Поделиться

Опубликован

2023-05-02

Как цитировать

Васильева , М. Р., Апанович, М. С., & Мягкова , Е. Г. (2023). Анализ информационной компетентности обучающихся медицинского вуза на начальном этапе подготовки. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1), 66-79. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-66-79

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)