Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры

Авторы

  • Ирина Анатольевна Морозова Волгоградский государственный технический университет
  • Светлана Алексеевна Шевченко Волгоградский государственный технический университет
  • Екатерина Валериевна Кузьмина Волгоградский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-90-104

Ключевые слова:

теория поколений, профориентационная работа, среда воспитания, структура личности человека, жизненные принципы, социальный опыт

Аннотация

В современных условиях приоритет государства – приоритет высшего образования в развитии личности современной молодежи, однако количество поступающих в вузы в последние годы существенно снижается. На этот факт указывают итоги приёмных компаний в вузах.  Одной из причин снижения набора абитуриентов в высшие учебные заведения является слабая степень учета личностных качеств абитуриентов при организации вузом профориентационной работы. Цель исследования – выявить личностные качества и ценностные ориентиры современных абитуриентов как представителей поколения Z. В ходе исследования изучены научные подходы к понятию личности человека и уточнены составляющие компоненты его структуры (генетический, мотивационный, деятельностный и ценностный компоненты). Определено, что важным фактором, влияющим на формирование личностных качеств человека, является среда воспитания. Авторами статьи  уточнены характерные особенности среды воспитания поколения Z, которые повлияли на развитие качеств личности современных абитуриентов: информационная перегруженность современного общества, приоритет виртуального мира, гиперопека со стороны родителей, экономические кризисы и другие. На основе анализа результатов научных исследований авторами впервые определены  компоненты структуры личности поколения Z (генетический, мотивационный, деятельностный, ценностный) и раскрыто их содержание. Использование результатов исследования в процессе организации профориентационной работы позволит выстроить эффективные коммуникации с абитуриентами с целью привлечения их в высшие учебные заведения.

Биографии авторов

Ирина Анатольевна Морозова , Волгоградский государственный технический университет

доктор  экономических  наук, профессор, профессор  кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

Светлана Алексеевна Шевченко , Волгоградский государственный технический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

 

Екатерина Валериевна Кузьмина, Волгоградский государственный технический университет

 доцент кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект. 2022. URL:https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/777-2022_Doktrina.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

Общероссийский образовательный портал. URL: https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_ go_scool_news_041.html (дата обращения: 15.10.2022).

Палфри Дж., Гассер У. 2011. Дети цифровой эры. Пер. с англ. Н. Яцюк. Под ред. М. Трушковой. М., Эксмо, 368 с. (Palfrey J. and Gasser U. 2008. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. New York, Basic Book, 375 p.).

Стиллман Д., Стиллман И. 2018. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Пер. с англ. Ю. Кондукова. Под ред. Н. Шульгиной. М., Манн, Иванов и Фербер, 310 с. (David Stillman, Jonah Stillman. 2017. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. Harper Business, 320 p.).

Шамис Е., Никонов Е. 2017. Теория Поколений. Необыкновенный Икс. М., Университет «Синергия», 140 с.

Список литературы

Белозерова Л.А., Поляков С.Д., Жидяева О.О. 2018. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования. Поволжский педагогический поиск, (25): 16–23.

Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский А.А. 2018. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 187: 24–30.

Большунова Т.В. 2018. Ценностно-мотивационный аспект участия поколения Z в современном политическом процессе. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 1: 63–67.

Грошева Е.К.,Чуприна А.Д.2021.Отличительные черты и особенности поколения Z. Бизнес-образование в экономике знаний,3: 32–33.

Дзюба Т.И., Буря Л.В. 2021. Ценностные установки поколения Z. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 3-2(54): 17–21. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-17-21.

Дутко Ю.А. 2020. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования. Проблемы современного образования, 4: 28–37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

Захарова В.А. 2019. Студенты поколения Z: реальность и будущее. Научные труды Московского гуманитарного университета, 4: 47–50.

Зинурова Р.И. 2022.Социокультурные параметры гражданского активизма поколения ЗЕТ. Управление устойчивым развитием, 2(39): 24–28

Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. 2020. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт). Современная зарубежная психология, 9 (4): 89–102. DOI: 10.17759/jmfp.2020090408

Кондрашихина О. А., Бадалова М. В., Терентьева А. И. 2020.Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология, 31: 43–55.

Леонтьев А.Н. 1975. Деятельность. сознание. Личность. М., Политиздат, 304 с.

Мамина Р.И.,Толстикова И.И. 2020. Phygital поколение в условиях свободной глобальной коммуникации. International Journal of Open Information Technologies, 8: 34–36

Мясищев В.Н. 1960. Личность и неврозы. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 426 с.

Ольховая Т.А.,Чернова А.А.,Парамонов В.Б. 2020. Поколение Z:новые реалии социализации. Современные проблемы науки и образования, 4: 28.

Петровская Н.Е. 2021. Имманентные особенности модели маркетинга персонала для поколения Z. Вестник НГИЭИ, 10(125): 68–77.

Платонов К.К. 1972. О системе психологии. М., Мысль, 216 с.

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. 2022. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010–2020). Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 203: 7–9.

Рындак В.Г. 2019. Профессиональное самоопределение студентов из поколения Z: проблемы,пути решения. Вестник Оренбургского государственного университета, 5(223): 91–99.

Сунцова Я.С. 2005. О согласовании социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 9: 56–62.

Тарасова Е.М. 2020. Некоторые психологические особенности студентов поколения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2: 62–70. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-62-70.

Трохина А.А., Петерсон К.Ю. 2018. Карьерные перспективы молодежи поколения на примере Уральского региона. В кн.: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XXI международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Екатеринбург, 22–23 марта 2018 года. Под ред. Е.В. Грунт, А.В. Меренкова, Н.Л. Антоновой. Екатеринбург, УрФУ: 656–667.

Трубникова Н.В., Порудчикова А.В. 2018. Поведение потребителей в интернет среде:поколение Z и его приоритеты. Коммуникология, 6(3): 93–103

Туленкова Л.А. 2020. К вопросу о понятии «личность» в контексте формирования универсальных учебных действий. Современные проблемы науки и образования, 5: 157. DOI: 10.17513/spno.30152

Фельдштейн Д.И. 1980. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка. Вопросы психологии, 4: 69–78.

Фрейд З. 1990. О психоанализе. Пер. с нем. М.В. Вольфа. Минск, Харвест, 416 с. (Freud S. 1909. Uber Psychoanalyse. Funf Vorlesungen, gehalten zur 20jahrigen Grundungsfeier der Clark University in Worcester, Mass.).

Шлегель Е.В. 2022. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации. Вестник Гуманитарного университета, 2(37): 122–130.

Яницкий М.С. 2020. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета, 22(1): 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206.

Allport G.W. 1937. Personality: A psychological interpretation. New York, Holt, Rinehart and Winston, 588 p.

Allport G.W. 1961. Pattern and growth in personality. New York, Holt, Rinehart and Winston, 608 p.

Cattell R.B. 1950. Personality: A systematic, theoretical, and factual study. New York, McGraw-Hill, 689 p.

Erickson E. 1991. Problema ego-identichnosti [The problem of ego identity]. Referativnyi zhurnal, seriia: Sotsi-ologiia – Abstract journal, series Sociology, 2: 158–172.

Hampton D., Welsh D., Wiggins A.T. 2020. Learning Preferences and Engagement Level of Generation Z Nursing Students. Nurse Educator, 45(3): 160–164. DOI: 10.1097/NNE.0000000000000710.

Schenarts P.J. 2020. Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z. Journal of Surgical Education, 77(2): 246–253. DOI: 10.1016/j.jsurg.2019.09.004


Просмотров аннотации: 88

Поделиться

Опубликован

2023-05-02

Как цитировать

Морозова , И. А., Шевченко , С. А., & Кузьмина, Е. В. (2023). Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1), 90-104. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-90-104

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)