Особенности языковой экспликации оппозиции «мы – они» в неформальной коммуникации российских студентов об организации учебного процесса

Авторы

  • Анна Юрьевна Саркисова Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Юлия Константиновна Александрова Национальный исследовательский Томский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-166-176

Ключевые слова:

оппозиция «мы – они», стратегии речевого воздействия, социальные сети, студенческие сообщества, онлайн-коммуникация, групповое языковое сознание, коммуникативное поведение

Аннотация

Особенности лингвопрагматики обнаруживают интересное воплощение в неформальной коммуникации. В коммуникации российских студентов в социальных сетях, посвящённой организации образовательной деятельности, очевидно наличие оппозиции «мы – они», более типичной для политического дискурса и соответственно привлекающей внимание исследователей именно в аспекте политической лингвистики.  Авторами на большом эмпирическом материале прослежены особенности языковой экспликации данной оппозиции в студенческих сообщениях периода пандемии в наиболее популярной российской социальной сети «ВКонтакте». Цель исследования – выявить особенности лингвистической экспликации данной оппозиции и декодировать прагматические установки авторов сообщений на большом эмпирическом материале.  Анализируются такие особенности лингвистической экспликации оппозиции «мы – они», как лексические репрезентанты данной дихотомии, метонимические переносы часть – целое (индивид – группа; частный случай – общая закономерность), регулярные выступления от коллективного лица, обращения к группе, риторические вопросы, негативные оценки, манипуляции, групповые нарративы, ирония и сарказм (средства дискредитации оппонентов), речевая агрессия и др. Результаты представляют интерес как в аспекте выявления особенностей речевого поведения личности и коллективного, массового мироощущения в условиях «своей» аудитории, так и в плане исследования специфики речевого воздействия в разных типах дискурса.

Биографии авторов

Анна Юрьевна Саркисова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия

 

Юлия Константиновна Александрова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия

Библиографические ссылки

Алиева Т.В. 2013. Языковые средства реализации концептуальной оппозиции «свой – чужой» в британском политическом дискурсе. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 28 с.

Блакар Р.М. 1987. Язык как инструмент социальной власти. В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. Москва, Прогресс: 88–125.

Григорьева Е.Г. 2020. Концептуальная оппозиция «мы – они» в американском политическом дискурсе (на примере послевыборной речи Д. Трампа). В кн.: Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. Материалы XXIV международной научно-практической конференции, North Charleston, 7–8 декабря 2020 года. LuluPress, Inc.: 227–230.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. 2021. Речевые репрезентанты этностереотипов в современной политической коммуникации в свете оппозиции «свои» – «чужие». Лингвокультурология, 15: 47–56.

Дейк ван Т. А. 1989. Язык. Познание. Коммуникация. Москва, Прогресс, 312 с.

Егоров В.К. 2020. Ещё раз об оппозиции «свой – чужой». Коммуникология, 8(1): 138–154. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-1-138-154

Иванова А.А. 2016. Семантические поля оппозиции «мы – они» в современном русском языке. В кн.: Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Красноярск, 20–21 октября 2016 г. Т. II. Под ред. Ж.А. Сержановой. Красноярск, Сибирский государственный технологический университет: 63–65.

Иссерс О.С. 2017. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Под ред. Н.А. Купиной. Москва, ЛЕНАНД, 308 с.

Кардинская С.В. 2019. Дискурсивные практики нетерпимости и ксенофобии в студенческой среде (по материалам фокус-групп со студентами СПбГУПТД). В кн.: Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции – 2018, Санкт-Петербург, 16 апреля 2018 года. Под ред. Н.Б. Лезуновой. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна: 65–72.

Красильникова Н.А. 2005. Оппозиция «мы» – «они» в дискурсе экологических движений Англии, России и США. Известия Уральского государственного педагогического университета. Лингвистика, 15: 85–102.

Лабутина В.В., Топчий И.В. 2020. Оппозиция «мы» – «они» в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 1: 101–105.

Лотман Ю.М. 1996. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва, Языки русской культуры, 464 с.

Пономаренко И.Н., Крыжановская В.А., Сегал Н.А. 2020. Асимметрийная основа антитезы с оппозицией свой / чужой в современных медиатекстах. Вопросы когнитивной лингвистики, 3: 111–116. DOI: 10.20916/1812-3228-2020-3-111-116

Салимова Р.М. 2021. Бинарная оппозиция «свой» – «чужой» (на примере британского медиапространства). Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. Вып. 126: 158–163. DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10922

Шейгал Е.И. 2004. Семиотика политического дискурса. Москва, Гнозис, 324 с.

Щекотин Е.В., Мягков М.Г., Гойко В.Л., Кашпур В.В., Коварж Г.Ю. 2020. Субъективная оценка (не)благополучия населения регионов РФ на основе данных социальных сетей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1(155): 78–116. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.05

Bliuc A.-M., Chidley A. 2022. From cooperation to conflict: The role of collective narratives in shaping group behaviour. Social and Personality Psychology Compass, 16(7): e12670. DOI: 10.1111/spc3.1267

Jiang S., Liu X., Chi X. 2022. Effect of writing style on social support in online health communities: A theoretical linguistic analysis framework. Information and Management, 59(6): 103683. DOI: 10.1016/j.im.2022.103683

Juraković L., Tatković S., Radulović P. 2022. Students’ Attitudes Towards Online Teaching and Communication During the Coronavirus Pandemic. Journal of Learning for Development, 9(2): 253–266. DOI: 10.56059/jl4d.v9i2.619

Moscatelli S., Rubini M. 2021. Is Group-Directed Praise Always Welcome? Reactions to Ingroup and Outgroup Praise Depend on Linguistic Abstraction. Journal of Language and Social Psychology, 40: 439–458. DOI: 10.1177/0261927X211000838

Sahebi S., Formosa P. 2022. Social Media and its Negative Impacts on Autonomy. Philosophy and Technology, 35(3): 1–24. DOI: 10.1007/s13347-022-00567-7

Simaeva I.N., Budarina A.O. 2021. Self-preservation attitudes of youth and adolescents during the COVID-19 pandemic. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(4): 75–98.

Wojcieszak M., Sobkowicz P., Yu X., Bulat B. 2022. What Information Drives Political Polarization? Comparing the Effects of In-group Praise, Out-group Derogation, and Evidence-based Communications on Polarization. International Journal of Press/Politics, 27(2): 325–352. DOI: 10.1177/19401612211004418


Просмотров аннотации: 92

Поделиться

Опубликован

2023-05-02

Как цитировать

Саркисова, А. Ю., & Александрова, Ю. К. (2023). Особенности языковой экспликации оппозиции «мы – они» в неформальной коммуникации российских студентов об организации учебного процесса. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1), 166-176. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-166-176

Выпуск

Раздел

Языкознание