Сравнительный анализ данных экспериментальных исследований процесса идентификации значения нового слова носителями языка

Авторы

  • Маргарита Владимировна Виноградова МИРЭА – Российский технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-301-319

Ключевые слова:

ассоциативный эксперимент, неологизм, психолингвистическое значение слова, механизм идентификации значения слова, отказ от реакции

Аннотация

Значение слова, являясь своего рода отражением окружающей действительности в сознании человека, представляет собой ценный источник информации для психолингвистов, поскольку дает возможность исследовать взаимосвязь между языком, сознанием индивида и картиной мира. Изучение механизмов распознавания носителем языка нового, то есть представляющего некоторое затруднение слова позволяет выявить психические связи, на основе которых объекты окружающей действительности находят отражение в сознании человека. Описанные в статье результаты двух предпринятых со значительной разницей во времени экспериментальных исследований свидетельствуют как об устойчивом характере функционирования механизмов речемыслительной деятельности, так и о наличии факторов, под влиянием которых психофизические механизмы речевосприятия и речепорождения меняются. Так, было установлено, что для распознавания значения неизвестного слова носители языка прибегают к выделению мотивирующей основы, словообразовательной модели или звуко-буквенного комплекса, подбору синонима, координированного члена категории или денотата, приведению определения, противопоставления или ситуации. Выяснилось также, что с течением времени испытуемые в процессе идентификации значения слова стали значительно реже опираться на учебный материал и частоупотребительные языковые единицы на фоне большей склонности к отказам от распознавания.

Биография автора

Маргарита Владимировна Виноградова, МИРЭА – Российский технологический университет

доцент кафедры иностранных языков института радиоэлектроники и информатики, МИРЭА – Российский технологический университет,
г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Агафонова Т.Е. 2019. Представления старшеклассников о поле и гендере: к вопросу о необходимости формирования гендерной культуры в эпоху перемен. Педагогический имидж, 4(45): 566–575. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-566-575

Залевская А.А. 2011. Значение слова через призму эксперимента. Тверь, Твер. гос. ун-т, 240 с.

Залевская А.А. 2015. Что мы исследуем в ходе ассоциативного эксперимента? В кн.: Язык в пространстве речевых культур: к 80-летию В.Е. Гольдина. Под ред. О.Ю. Крючковой, Л.П. Крысина. Москва – Саратов, ИД Наука образования: 211–216.

Виноградова М.В. 2009. Гендерный аспект процесса идентификации значения нового слова носителями языка. Дис. … канд. филол. наук. Курск, 196 с.

Виноградова М.В. 2022a. Исследование изменения психолингвистического значения слова на примере слова «борщеед». В кн.: Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник IV Международной научной конференции, Курск, 08−09 апреля 2022 г. Под ред. Н.И. Степыкина. Курск, Издательство Юго-Западного государственного университета: 49–55.

Виноградова М.В. 2022б. Модели идентификации значений новых слов носителями языка (на материале психолингвистического экспериментального исследования). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 7: 141–144. DOI: 10.37882/2223-2982.2022.07.09

Виноградова М.В. 2022в. Нулевая реакция как критерий анализа результатов психолингвистического экспериментального исследования значения слова. Научный альманах, 6-2(92): 124–127.

Виноградова М.В., Эркенова Д.И. 2022. Ассоциативный эксперимент как метод исследования изменений гендерной специфики восприятия новых слов носителями языка. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 12(2): 63–73.

Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. 2012. К проблеме коммуникативного анализа ассоциативных данных. Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика, 12(3): 3–7.

Малкина-Пых И.Г. 2006. Гендерная терапия. М., Эксмо, 928 с.

Медведева А. А., Виноградова М. В. 2020. Гендерные особенности процесса восприятия феминитивов. В кн.: Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник II Международной научной конференции (Курск, 28−29 апреля 2020 г.). Под ред. Н.И. Степыкина. Курск, Издательство Юго-Западного государственного университета: 238−247.

Морель Морель Д.А. 2014. Сопоставительный анализ ассоциативных полей, отличающихся по времени фиксации, как средство выявления динамики концепта. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12-2(42): 115–119.

Пищальникова В.А. 2019. Эксперимент как составная часть методологии сопоставительных исследований. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 18(3): 52–63. DOI: 10.15688/jvolsu2.2019.3.4

Пищальникова В.А. 2020. Экспериментальное психолингвистическое исследование значения слова: нерешенные проблемы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 10(1): 17–29.

Пищальникова В.А. 2021. Ассоциативный эксперимент и психолингвистическое исследование личностной идентичности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2(844): 105–117. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_2_844_105

Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. 2005. Неология и неография современного русского языка. М., Флинта, Наука, 168 с.

Сдобнова А.П. 2015. Нулевые ассоциативные реакции как показатель степени освоенности слова. Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика, 15(3): 17–23. DOI: 10.18500/1817-7115-2015-15-3-17-23

Стернин И.А. 2020. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов. Вопросы психолингвистики, 3(45): 110–125. DOI: 10.30982/2077-5911-2020-45-3-110-125

Стернин И.А, Рудакова А.В. 2011. Психолингвистическое значение слова и его описание. Теоретические проблемы. LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken, 192 с.

Хлопова А.И. 2019. Ассоциативный эксперимент как метод установления изменения коннотации базовой ценности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 9-1(30): 80–85.


Просмотров аннотации: 61

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Виноградова, М. В. (2023). Сравнительный анализ данных экспериментальных исследований процесса идентификации значения нового слова носителями языка. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 301-319. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-301-319

Выпуск

Раздел

Языкознание