Лексико-стилистический колорит востока в языковых образах А.С. Пушкина
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-367-376Ключевые слова:
языковая образность, Восток, А.С. Пушкин, символ, дискурсивно-модусный концепт, внутренняя форма образного слова, когнитивная метафора, когнитивный эпитетАннотация
Языковые образы Востока А.С. Пушкина отличаются уникальной лингвокультурной пластичностью, сочетающей в себе (а) культурную и историческую реальность, (б) когнитивную метафору, (в) субъективно-оценочную интерпретацию коммуникативного события автором, (г) отражающую лексико-стилистический колорит Востока. Ономастические и общеупотребительные ориентализмы рассматриваются как разновидность лексических заимствований. Доказано, что заимствованные ориентализмы служат не только устранению этнокультурных лакун, но и создают лексическую и стилистическую архитектонику текста, его выразительный тон и эстетическое восприятие. Кроме того, восточные репрезентации восточных образов служат хронотопическими маркерами, образными знаками, указывающими на время и место соответствующих коммуникативных событий. Основной идеей исследования является представление о том, что языковые образы, репрезентирующие картину мира Востока, служат не только средством банального описания традиций, быта и обычаев лирических героев, но (и в этом их главное назначение) способом постижения этнического самосознания, ментального настроя и ценностно-смысловые рамки восточного менталитета.
Библиографические ссылки
Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б. 2018. Метафорический дискурс: в поисках сущности речевой образности. Cuadernos de Rusística Española, 14: 49–64.
Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Стебунова К.К. 2021б. В поисках когнитивно-лингвистической методологии учения о дискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(2): 313–338. DOI: 10.21638/spbu09.2021.205
Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Шахпутова З.Х. 2021а. Автохтонная синергия русского художественного дискурса. Русистика, 19 (3): 253–270. DOI: 10.22363/2618-8163-2021-19-3-253-270
Брагинский И.С. 1966. Заметки о западно-восточном синтезе в лирике Пушкина. Народы Азии и Африки, 4: 139–146.
Лицзюнь Г. Ментальные стереотипы в межкультурной коммуникации. Язык. Словесность. Культура, 4: 82–93.
Нольман М.Л. 1967. Западно-восточный синтез в произведениях Пушкина и его реалистическая основа. Народы Азии и Африки, 4: 116–126.
Пушкин А.С. 1985. Сочинения в трех томах. Том 1. М., Художественная литература, 735 с.
Томашевский Б.В. 1977. Примечания. В кн.: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 2. Стихотворения, 1820–1826. Л., Наука, Ленингр. отделение: 353–389.
Alefirenko N., Gigolayeva A., Dekhnich O., Chumak-Zhun’ I. 2019. Discursive-Pragmatic Modeling of the Language Image. Amazonia Investiga, 8(21): 142–149 (in Spain).
Alefirenko N., Nurtazina M., Shakhputova Z. 2020. Linguistic Episteme as a Discourse-Generating Mechanism of Speech Activity. Utopía y praxis latinoamericana, 25: 438–463 (in Spain). DOI: 10.5281/zenodo.4280198
Benton M.A. 2016. Knowledge and evidence you should have had. Episteme. a Journal of individual and social epistemology, 13(4): 471–479. DOI: https://doi.org/10.1017/epi.2016.33
Bueno O. 2017. Thinking about Science, reflecting on Art: Bringing Aesthetics and Philosophy of Science Together. Eds. G. Daby, S. French, D. Rickles. London, Routledge, 202 p. DOI: 10.4324/9781315114927
Buzan T., Griffiths C., Harrison J. 2012. Modern Mind Mapping for Smarter Thinking. Buzan T., Griffiths C., Harrison J. 2012. Modern Mind Mapping for Smarter Thinking. Cardiff, Proactive Press, 181 p.
Cash T.F. 2012. Cognitive-behavioral perspectives on body image. In: Encyclopedia of Body Image and Human Appearance. Ed. T.F. Cash. London, UK, and San Diego, CA, Academic Press (Elsevier): 334–342.
Chomsky N. 2006. Language and Mind. United States of America by Cambridge University Press, New York, 209 p.
Cuddy A., Fiske S., Kwan V., Glick P., Demoulin S., Leyens Ja., Bond M., Croizet Je., Ellemers N., Sleebos Ed, Htun T., Kim H., Maio G., Perry Ju., Petkova K., Todorov V., Rodríguez-Bailón R., Morales E., Moya M., Palacios M., Smith V., Perez R., Vala J., Ziegler R. 2009. Stereotype content model across cultures: Towards universal similarities and some differences. British Journal of Social Psychology, 48(1): 1-33. DOI: 10.1348/014466608X314935
Davis W. 2003. Meaning, expression, and thought. Cambridge, Cambridge University Press, 654 р.
Edensor T. 2002. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford and New York, Berg, 224 p. DOI: 10.4324/9781003086178
Eliade М. 1977. Study 7. Metaphor and reference. In: Ricoeur P. The rule of metaphor. The creation of meaning in language. Translation from french by R. Czerny, K. McLaughlin and J. Costello. London and New York: 255–302. (Ricoeur P. 1975. La métaphore vive. Paris, Éditions du Seuil, 413 р. DOI: 10.7202/500412ar)
Fokkema D.W. 1986. The Semantic & Syntactic Organisation of Postmodern Texts. In: Approaching Postmodernism. Papers presented at a Workshop on Postmodernism, 21–23 September 1984, University of Utrecht. Eds. D.W. Fokkema, H. Bertens. Philadelphia, Univ. of Utrecht Press: 81–98. DOI: 10.1075/upal.21.05fok
Forrester M. 2002. Psychology of the Image. London, Routledge, 180 p.
Jackendoff R. 2012. A User’s Guide to Thought and Meaning. Oxford, Oxford University Press, 288 p.
Juan V.S., Astington Ja. 2017. Does language matter for implicit theory of mind? The effects of epistemic verb training on implicit and explicit false-belief understanding. Cognitive development, 41: 19-32. DOI:10.1016/j.cogdev.2016.12.003
Kristeva J. 1984. Revolution in poetic Language, N.Y., Columbia Univ. Press, 271 p.
Larson R.K. & Segal G.M.A. 1995. Knowledge of meaning: An introduction to semantic theory. Cambridge, MA, MIT Press, 662 p.
Paivio A. 1971. Imagery and verbal processes. New York, Holt, Rinehart and Winston, 596 p.
Schwartz S.H. 2003. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7. In: Questionnaire Development Package of the European Social Survey. The Hebrew University of Jerusalem: 259–319.
Sims A. 2016. A problem of scope for the free energy principle as a theory of cognition. Philosophical Psychology, 29(7): 967–980. DOI: 10.1080/09515089.2016.1200024
Spaulding S. 2018. Mindreading beyond belief: A more comprehensive conception of how we understand others. Philosophy compass, 13(11): e12526. DOI: 10.1111/phc3.12526
Просмотров аннотации: 94
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Шамсуддин Пиавраи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.