Англоязычный песенный дискурс в контексте общественной жизни
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-377-383Ключевые слова:
песенная лирика, общественная жизнь, восприятие музыки, блюз, расовое неравенство, роль фронтмена, текстуальное усложнениеАннотация
Изучение текстов песен, принадлежащих англоязычному песенному дискурсу, представляется весьма важной задачей для лингвокультурологии, поскольку помогает понять наиболее существенные социальные проблемы и тенденции развития общества не только в англоязычных странах, но и на глобальном уровне., поскольку они получают отражение в песенной лирике. В отечественной лингвистике исследования в основном фокусируются на отдельных языковых аспектах текстов песен без учета широкого общественного контекста и истории развития молодежной музыки. Целью данного исследования является определение места песенной культуры в жизни общества посредством анализа текстов, отражающих значимые социальные проблемы, с учетом исторического контекста. Рассматриваются такие вопросы, как усложнение тематики песен под влиянием общественных изменений, роль фронтмэна (ведущего вокалиста) как связующего звена между музыкальной группой и аудиторией, отражение в текстах песен проблем расового неравенства, наркомании, роли и места человека в обществе. Затрагивается также роль блюза в формировании современной музыки, специфика восприятия песенной формы и амбивалентность массового характера молодежной музыки и приватности взаимодействия между конкретным слушателем и лирическим героем песни. Думается, реализованный в данном исследовании подход позволяет глубже понять как языковые особенности этих текстов, так и современное состояние глобальной песенной культуры.
Библиографические ссылки
Бахтизина Д.И. 2012. Музыка в гармонии мира. Уфа, Издательство Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 174 с.
Бузский М.П. 2014. Музыкальная форма в регулировании и конструировании социальных коммуникаций. Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 1(21): 21–32.
Золтаи Д. 1977. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., Прогресс, 376 с. (Denes Soltai.1970. Ethos und affekt. Geschichte der Philosophischen Musikästhetik von den Anfängen bis zu Hegel. Budapest−Berlin)
Кобзев А.А. 2020. Роль реалий в песенном дискурсе (на материале текстов англоязычных рок-исполнителей). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 13(7): 185–188.
Козлова Н.В. 2017. Когнитивно-концептуальный образ любви в современном песенном дискурсе. В кн.: Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании. Сборник научных трудов. Под ред. И.П. Хутыз. Изд. Кубанский государственный университет, Краснодар: 137–145.
Роззак Т. 2014. Истоки контркультуры. Пер. с англ. О.А. Мышаковой. Под ред. И.Л. Добряковой. М., АСТ, 384 с. (Roszak T. 1969. The Making of a Counter Culture. University of California Press, 346 p.)
Русина Е.В. 2008. Концепт «Disgrace» в американском песенном дискурсе. Вестник ВолГУ, 7: 39–42.
Филиппова Т.Э. 2020. Лингвосемиотические особенности актуализации концептов в песенном дискурсе группы Coldplay. Теория и практика лингвистического описания разговорной речи, 3(32): 355–360.
Хасуев А.Э. 2020. Рок музыка и протест молодежи. В кн.: Россия и мировое сообщество: Проблемы демографии, экологии и здоровья населения. Cборник статей III Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 19–20 августа 2020 г.). Под ред. С.Д. Морозова, В.Б. Жиромской. Пенза, Издательство Пензенского государственного аграрного университета: 78–81.
Шевченко О.В. 2009. Тематическое своеобразие песенных текстов как способ реализации функций жанров песенного дискурса. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 115: 242–249.
Просмотров аннотации: 255
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Юрий Евгеньевич Плотницкий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.