СМИ о «перекрестках культуры»: слово и музыка

Авторы

  • Валентина Геннадьевна Глушкова Белгородский университет кооперации, экономики и права
  • Андрей Васильевич Полонский Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-2678-6203
  • Владимир Денисович Зарицкий Белгородский государственный институт искусств и культуры
  • Галина Петровна Андриевская Белгородский государственный институт искусств и культуры

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-410-421

Ключевые слова:

российские СМИ, культура, слово, музыка, диалог, поэтика взаимодействия

Аннотация

В современном обществе ключевым каналом распространения культурных смыслов – знаний, ценностей, норм и правил – являются средства массовой информации. Предметом аналитического разбора в статье является российская периодическая печать последнего десятилетия в аспекте репрезентации на ее страницах проблематики, связанной с публичным диалогом о сопряжении в культуре слова и музыки как важнейших способов духовно-мировоззренческого освоения человеком социального пространства, как ключевых культурно-коммуникативных кодов, обеспечивающих в обществе полиформатный ценностно-смысловой диалог. Проведенный анализ широкого корпуса разножанровых публикаций в современных российских СМИ позволяет сделать вывод о том, что проблематика сопряжения слова и музыки находится в поле зрения журналистского сообщества, однако она, имея особую культурную значимость, не становится предметом развернутого, обращенного к широким аудиториям аналитико-критического комментария и научно-популярного диалога.

Биографии авторов

Валентина Геннадьевна Глушкова, Белгородский университет кооперации, экономики и права

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и деловых коммуникаций, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Россия.

Андрей Васильевич Полонский, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Владимир Денисович Зарицкий, Белгородский государственный институт искусств и культуры

профессор, заведующий кафедрой оркестровых инструментов,  Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия.

Галина Петровна Андриевская, Белгородский государственный институт искусств и культуры

кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры вокально-хорового искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия.

Библиографические ссылки

Список источников

Арнонкур Н. 2009. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. Пер. с нем. И. Приходько. Харьков, 101 с. (Harnoncourt N. 1982. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis, Essays und Vorträg. Salzburg, Residenz Verlag, 282 s.)

Белинский В.Г. 1957. Избранные философские сочинения. Т. 2. Москва, Объединение государственных книжно-журнальных издательств, 594 с.

Год словесности, а не словес. 2014. Литературная Газета, 30 декабря 2014, № 51-52 (6492). URL: https://pub.wikireading.ru/166169

Головач Н. 2007. Слово в музыку вернется. Литературная Газета, 1 января 2007. URL: https://www.lgz.ru/article/slovo-v-muzyku-vernyetsya/

Данилин Ю. 2016. Музыка всегда автопортрет ... Литературная газета, 11 февраля 2016. URL: https://www.lgz.ru/article/-6-6541-11-02-2016/muzyka-vsegda-avtoportret/

Даргомыжский А.С. 1922. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Под ред. Н. Финдейзена. Пг., Гос. академическая филармония, 202 с.

Дебюсси К.А. 1964. Статьи. Рецензии. Беседы. Пер. с франц. А. Бушен. Под ред. Ю. Кремлева. Москва, Музыка, 277 с.

Залесская М. 2021. Слова и музыка Сергея Прокофьева. Литературная газета, 21 апреля 2021. URL: https://zotych7.livejournal.com/2580048.html

Захарчук М. 2018. Мы довоевываем в своих песнях. Литературная газета, №3-4 (6628), 24 января 2018. URL: https://lgz.ru/article/my-dovoyevyvaem-v-svoikh-pesnyakh/

Кривицкая Е. 2023. Николай Шугаев: Живу между севером и югом. Музыкальная жизнь, 2 (782). URL: https://muzlifemagazine.ru/nikolay-shugaev-zhivu-mezhdu-severom-i-yug/

Курбатова З. 2017. Искусство требует стен. Огонек, 16 октября 2017, № 41, с. 34. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3434177

Лихачёв Д.С. 2006. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. Под ред. Д.Н. Бакуна. М., Российский Фонд Культуры, 336 с.

Митрофанова А. 2017. Дмитрий Коган: Музыку, как и веру, невозможно просчитать. Фома, 7 октября 2017, № 12. URL: https://foma.ru/dmitriy-kogan-muzyiku-kak-i-veru-nevozmozhno-proschitat.html

Мусоргский М.П. 1971. Литературное наследие: письма, биографические материалы и документы. Под ред. М.С. Пеклиса. М., Музыка, 359 с.

Муштаева О. 2012. Звон души моей – частушка. Белгородские известия, 15 мая 2012. URL: https://belwesti.ru/15.5.12-13846.html

Новичкова С.И. 2016. Музыка не знает границ. Литературная газета, 5 октября 2016, № 39. URL: https://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/muzyka-ne-znaet-granits/

Одоевский В.Ф. 1956. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. В кн.: В.Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. Под ред. Г.Б. Бернандта. М., Государственное музыкальное издательство: 346–368.

Пасынкова С. 2019. Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора. Музыкальная академия, 4(768). URL: https://mus.academy/articles/leonid-polovinkin-shtrikhi-k-portretu-kompozitora

Русанова О. 2019. Вальс для Лары. Музыкальная жизнь, 28 февраля 2019. URL: https://muzlifemagazine.ru/vals-dlya-lary/

Тарасова Д. 2023. Мастер подземного пения: Музыкальная карьера Джима Джармуша. Искусство кино, 22 января 2023. URL: https://kinoart.ru/cards/master-podzemnogo-penya-muzykalnaya-kariera-dzhima-dzharmusha

Тарасова Л.И. 2017. Тихая музыка слов. Литературная газета, 22 февраля 2017, № 7 (6587). URL: http:// lgz.ru/article/ (дата обращения: 15.01.2021).

Хитров А. 2014. Шесть песен о разном. Театръ, 25 июня 2014. URL: https://oteatre.info/shest-pesen-o-nbsp-raznom/

Ходнев С. 2018. Из чего состоит опера. Weekend, 28 сентября 2018, № 33, с. 28. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3750287

Metzner G. 1992. Heine in der Musik: Bibliographie der Heine-Vertonungen. 12 Bände. B. 9: Heine in der Musik: Werke, A-D. Schneider, Tutzing.

Список литературы

Глушкова В.Г. 2008. Деловые отношения: русский этнокультурный идеал. Белгород, Кооперативное образование, 208 с.

Данилина Г.И. 2008. Слово и музыка: новый взгляд на «соблазн сравнения». В кн.: Слово и музыка. Материалы научных конференций памяти А.В. Михайлова (Москва, 1 января – 31 декабря 2008 г.). Под ред. Е.И. Чигаревой, Е.М. Царевой, Д.Р. Петрова. М., Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского: 262−267.

Кайда Л.Г. 2016. Эстетический императив интермедиального текста. Лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М., Флинта, Наука, 128 с.

Ковалевский Г.В. 2019. «Пиковая дама» П.И. Чайковского на либретто М.И. Чайковского: к проблеме взаимодействия музыки и слова в художественной концепции целого. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2: 356−364. DOI: 10.25991/VRHGA. 2019.20.3.034

Махлина С.Т. 2000. В. Ф. Одоевский о языке музыки. В кн.: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 27–28 июля 2000 г.). Под ред. Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Центр истории идей: 102–110.

Михайлов А.В. 1995. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А.Н. Скрябина. В кн.: Нижегородский скрябинский альманах. Под ред. Т.Н. Левой. Нижний Новгород, Нижегородская ярмарка: 118–149.

Перси У. 2003. «Не пой, красавица, при мне…»: культурная территория русского романтизма. Пер. с итал. У. Перси, Я. Токарева. Под ред. А. Полонского. М., Аграф, 336 с.

Полонский А.В. 2018. Медиалект: язык в контексте медийной культуры. Современный дискурс-анализ, 3−1 (20): 189−198.

Полонский А.В. 2019. Текстовая парадигма современности. Рукопись. Белгород, 204 с.

Полонский А.В., Андриевская Г.П. 2014. Музыкальный текст и становление языка его описания в русской культуре. Наука. Искусство. Культура, 4 (4): 18–23.

Стародубцев В.В. 2009. Слово и музыка. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 3: 93−102.

Степанова И.В. 1999. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Москва, Изд-во «Московская консерватория», 288 с.

Eco U. 1964. La musica e la macchina. In.: Eco U. Apocalittici e integrati: comunicazioni di massa e teorie della cultura di massa. Milano, Casa Editrice Valentino Bompiani: 205−206.

Margulis E.H., Levine W.H., Simchy-Gross R., Kroger C. 2017. Expressive intent, ambiguity, and aesthetic experiences of music and poetry. PLoS One, 12(7): e0179145. DOI: 10.1371/journal.pone.0179145

Omigie D. 2015. Music and literature: are there shared empathy and predictive mechanisms underlying their affective impact? Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01250.

Scher S.P. 1984. Einleitung: Literatur und Musik Entwicklung und Stand der Forschung. In: Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Ed. S.P. Scher. Berlin, E. Schmidt: 9−26.

Wolf W. 2002. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality. In: Bernhart W. Word and Music: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage (Word and Music Studies 4). Eds. S. Aspden, S. M. Lodato. Amsterdam-N.Y., Rodopi: 13−34.


Просмотров аннотации: 77

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Глушкова, В. Г., Полонский, А. В., Зарицкий, В. Д., & Андриевская, Г. П. (2023). СМИ о «перекрестках культуры»: слово и музыка. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 410-421. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-410-421

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)