Цифровые технологии в формировании информационно-профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности

Авторы

  • Татьяна Михайловна Ноздрачева Юго-Западный государственный университет
  • Татьяна Михайловна Щеглова Старооскольский техникум технологий и дизайна

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473

Ключевые слова:

легкая промышленность, конструктор, цифровые технологии, информационно-профессиональная компетентность, портфолио достижений

Аннотация

В условиях цифровой трансформации российской экономики возрастает роль высшей школы в организации процесса подготовки специалистов, обладающих не только высоким уровнем профессиональных, но и цифровых компетенций. Целью исследования явился поиск путей повышения эффективности процесса формирования информационно-профессиональной компетентности (ИПК) бакалавра по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности». Проанализированы подходы к определению сущности понятия «информационно-профессиональная компетентность», изложенные в научных исследованиях. С учетом особенностей профессиональной деятельности конструктора определены этапы, компоненты и педагогические условия формирования исследуемой компетентности. Для практического освоения цифровых технологий предлагается выстраивать учебный процесс по непрерывно развивающейся восходящей траектории на базе выполнения актуальных задач, ориентированных на будущую профессию. Приведены примеры использования графических редакторов и автоматизированных систем в процессе освоения ИПК. Отмечено, что в качестве актуальной инновационной технологии оценивания качества подготовки студентов и уровня сформированности компетенций может служить портфолио достижений выпускника, содержащее комплект работ, выполненных с использованием различных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования.

Биографии авторов

Татьяна Михайловна Ноздрачева, Юго-Западный государственный университет

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры дизайна и индустрии моды, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия.

Татьяна Михайловна Щеглова, Старооскольский техникум технологий и дизайна

кандидат педагогических наук, преподаватель отделения дизайна и сферы услуг, Старооскольский техникум технологий и дизайна, г. Старый Оскол, Россия.

Библиографические ссылки

Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Утятина К.Е., Левен Е.И. 2020. Цифровые технологии в промышленности и ИТ-отрасли. URL: https://issek.hse.ru/news/368076191.html (дата обращения: 30.06.2023).

Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. 2013. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего образования. Вектор науки Тольятинского государственного университета, 1(23): 298−301.

Базаева А.П. 2005. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Челябинск, 18 с.

Байденко В.И. 2004. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). Высшее образование в России, 11: 3−13.

Белогуров С.В., Артеменко Н.А. 2018. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе. Тамбов, Консалтинговая компания Юком, 88 с. DOI: 10.17117/mon.2018.01.01

Берман Н.Д. 2017. Формирование информационной компетенции студентов. Современные исследования социальных проблем, 2−2 (8): 28−34. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34

Бобкова Е.Ю. 2008. Формирование информационно-профессиональной компетентности бу-дущих маркетологов: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Великий Новгород, 24 с.

Бучельников В.В. 2009. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода. Современные наукоемкие технологии, 10: 91−92.

Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. 2006. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера. Вестник Казанского технологического университета, 2: 295−300.

Вязанкова В.В., Медведев А.М. 2017. Дидактическое сопровождение формирования информа-ционной компетентности бакалавров технических направлений подготовки. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 3: 294–304.

Гурина Р.В. 2008. Как измерить профессиональную компетентность? Высшее образование в России, 10: 82–89.

Диденко А.А. 2010. Формирование информационно-профессиональной компетентности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3(42): 21–24.

Завьялов А.Н. 2005. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед.наук. Тюмень, 24 с.

Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. 2018. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов. Образование и наука, 20(6): 139−157. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157

Ионова О.Н. 2006. Информационная компетентность взрослых в контексте дополнительного образования. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 39: 84–85.

Истомина И.М. 2015.Формирование информационно-профессиональной компетентности бу-дущих бакалавров в условиях технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Махачкала, 23 с.

Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. 2018. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник, 5: 127−135. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10164

Камаева Т.С. 2018. Формирование у будущих экономистов среднего звена навыков владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической ин формацией. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2: 79−90. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.08

Карпеченко А.С. 2011. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 21-2: 149−155.

Корнилова Н.Л., Салкуцан С.В., Болсуновская М.В., Горелова А.Е., Васильев Д.А. 2018. Отдельные аспекты plm-систем для создания цифровых фабрик в швейной промышленности. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности, 4(376): 103−106.

Клименко Е.И. 2015. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования. Молодой ученый, 22-9(102): 816–818.

Красовский Р.М. 2012. Информационно-аналитическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности менеджер. Ярославский педагогический вестник, 2(2): 193–198.

Круглякова Г.В. 2015. Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов посредством организации совместной учебной деятельности. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2(18): 122–129.

Львов Л.В. 2013. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования. В кн.: Личность в профессионально-образовательном пространстве. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 21 ноября 2013 г. Под ред. Д.П. Заводчикова. Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет: 77–81.

Маслов Е.А., Хаминова А.А. 2016. Внедрение современных технологий виртуальной и дополненной реальности в креативные индустрии: тенденции и проблемы. Гуманитарная информатика, 10: 35–46. DOI: 10.17223/23046082/10/4

Мирошникова В.М. 2016 Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации. Мир науки, 4(5): 60.

Морковина Э.Ф. 2005. Развитие информационной компетентности студента в образователь-ном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 22 с.

Никульчева О.С., Тихомиров С.Г., Хаустов И.А., Назина Л.И. 2018. Оценка компетентности и готовности выпускников для решения задач профессиональной деятельности. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 3(69): 155−165. DOI: 10.17277/voprosy.2018.03

Носкова О.Е. 2016. Прикладные программные продукты как средство формирования информационной компетентности бакалавров направления Агроинженерия при изучении общетехнических дисциплин. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 4 (38): 65−70.

Носкова О.Е. 2020. Структурно-содержательная модель информационно-технической компетентности бакалавра-агроинженера. Информатика и образование, 6(315): 44–51. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-6-44-51

Овчинникова Н.Н. 2008. Состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 29 (129): 139−144.

Панкова Т.В. 2013. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т. 3: 3091–3095.

Петров П.К. Сабитова Н.Г. 2015. Модель формирование информационно-коммуникативных компетенций у студентов бакалавриата вуза. Современные проблемы науки и образования, 2−1: 454.

Позднякова Т.Ю. 2011. Педагогические условия эффективной подготовки студентов дизайнеров в области компьютерной графики. Омский научный вестник, 5 (101): 206−209.

Рыбалко Т.Г. 2008. Формирование лингво-информационной компетентности как лингвообразовательная инновация. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 6: 11–18.

Табачук Н.П., Малыхина О.А. 2021. Информационная компетенция студентов ВУЗА: исторические аспекты и современные тенденции развития. Современные проблемы науки и образования, 2. DOI: 10.17513/spno.30550

Тринитатская О.Г., Захарова Л.Г., Терещенко О.Ю. 2019. Современные информационные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагогических кадров в системе непрерывного образования. Мир науки. Педагогика и психология, 7(1): 50.

Яковенко Н.В., Комов И.В. 2016. Информационно-аналитическая компетентность как профессиональный компонент подготовки экологов-инженеров в условиях педагогического вуза. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология, 1: 75−79.


Просмотров аннотации: 62

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Ноздрачева, Т. М., & Щеглова, Т. М. (2023). Цифровые технологии в формировании информационно-профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности . Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 459-473. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473

Выпуск

Раздел

Педагогика