Digital Technologies in the Formation of Information and Professional Light Industry Specialist

Authors

  • Tatyana M. Nozdracheva Southwestern State University
  • Tatyana M. Shcheglova Starooskol College of Technology and Design

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473

Keywords:

light industry, designer, digital technologies, information and professional competence, portfolio of achievements

Abstract

In the context of the digital transformation of the Russian economy, the successful operation of enterprises, including light industry, largely depends on their human resources. Accordingly, the role of higher education in organizing the process of training specialists with not only a high level of professional, but also digital competencies is increasing. The aim of the study was to find ways to improve the efficiency of the process of forming information and professional competence (IPC) of a bachelor in the direction of training "Designing light industry products". Approaches to the definition of the essence of the concept of "information and professional competence", set out in scientific research, are analyzed. Taking into account the peculiarities of the designer's professional activity, the stages, components and pedagogical conditions for the formation of the studied competence are determined. The means of digital technologies used in the preparation of future designers are considered. It is noted that software products can be used as a means of intensifying the process of IPC formation. For the practical development of digital technologies, it is proposed to build the educational process along a continuously developing ascending trajectory based on the implementation of actual tasks focused on the future profession. Examples of the use of graphic editors and automated systems in the process of mastering the IPC are given. It is noted that a portfolio of graduate achievements, containing a set of works performed using various graphic editors and computer-aided design systems, can serve as an actual innovative technology for assessing the quality of student training and the level of competence development.

Author Biographies

Tatyana M. Nozdracheva, Southwestern State University

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Design and Fashion Industry, Southwestern State University, Kursk, Russia.

Tatyana M. Shcheglova, Starooskol College of Technology and Design

Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of Design and Services, Starooskol College of Technology and Design, Stary Oskol, Russia.

References

Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Утятина К.Е., Левен Е.И. 2020. Цифровые технологии в промышленности и ИТ-отрасли. URL: https://issek.hse.ru/news/368076191.html (дата обращения: 30.06.2023).

Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. 2013. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего образования. Вектор науки Тольятинского государственного университета, 1(23): 298−301.

Базаева А.П. 2005. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Челябинск, 18 с.

Байденко В.И. 2004. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). Высшее образование в России, 11: 3−13.

Белогуров С.В., Артеменко Н.А. 2018. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе. Тамбов, Консалтинговая компания Юком, 88 с. DOI: 10.17117/mon.2018.01.01

Берман Н.Д. 2017. Формирование информационной компетенции студентов. Современные исследования социальных проблем, 2−2 (8): 28−34. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34

Бобкова Е.Ю. 2008. Формирование информационно-профессиональной компетентности бу-дущих маркетологов: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Великий Новгород, 24 с.

Бучельников В.В. 2009. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода. Современные наукоемкие технологии, 10: 91−92.

Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. 2006. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера. Вестник Казанского технологического университета, 2: 295−300.

Вязанкова В.В., Медведев А.М. 2017. Дидактическое сопровождение формирования информа-ционной компетентности бакалавров технических направлений подготовки. Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 3: 294–304.

Гурина Р.В. 2008. Как измерить профессиональную компетентность? Высшее образование в России, 10: 82–89.

Диденко А.А. 2010. Формирование информационно-профессиональной компетентности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3(42): 21–24.

Завьялов А.Н. 2005. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед.наук. Тюмень, 24 с.

Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. 2018. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов. Образование и наука, 20(6): 139−157. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157

Ионова О.Н. 2006. Информационная компетентность взрослых в контексте дополнительного образования. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 39: 84–85.

Истомина И.М. 2015.Формирование информационно-профессиональной компетентности бу-дущих бакалавров в условиях технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Махачкала, 23 с.

Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. 2018. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник, 5: 127−135. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10164

Камаева Т.С. 2018. Формирование у будущих экономистов среднего звена навыков владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической ин формацией. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2: 79−90. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.08

Карпеченко А.С. 2011. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 21-2: 149−155.

Корнилова Н.Л., Салкуцан С.В., Болсуновская М.В., Горелова А.Е., Васильев Д.А. 2018. Отдельные аспекты plm-систем для создания цифровых фабрик в швейной промышленности. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности, 4(376): 103−106.

Клименко Е.И. 2015. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования. Молодой ученый, 22-9(102): 816–818.

Красовский Р.М. 2012. Информационно-аналитическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности менеджер. Ярославский педагогический вестник, 2(2): 193–198.

Круглякова Г.В. 2015. Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов посредством организации совместной учебной деятельности. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2(18): 122–129.

Львов Л.В. 2013. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования. В кн.: Личность в профессионально-образовательном пространстве. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 21 ноября 2013 г. Под ред. Д.П. Заводчикова. Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет: 77–81.

Маслов Е.А., Хаминова А.А. 2016. Внедрение современных технологий виртуальной и дополненной реальности в креативные индустрии: тенденции и проблемы. Гуманитарная информатика, 10: 35–46. DOI: 10.17223/23046082/10/4

Мирошникова В.М. 2016 Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации. Мир науки, 4(5): 60.

Морковина Э.Ф. 2005. Развитие информационной компетентности студента в образователь-ном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 22 с.

Никульчева О.С., Тихомиров С.Г., Хаустов И.А., Назина Л.И. 2018. Оценка компетентности и готовности выпускников для решения задач профессиональной деятельности. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 3(69): 155−165. DOI: 10.17277/voprosy.2018.03

Носкова О.Е. 2016. Прикладные программные продукты как средство формирования информационной компетентности бакалавров направления Агроинженерия при изучении общетехнических дисциплин. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 4 (38): 65−70.

Носкова О.Е. 2020. Структурно-содержательная модель информационно-технической компетентности бакалавра-агроинженера. Информатика и образование, 6(315): 44–51. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-6-44-51

Овчинникова Н.Н. 2008. Состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 29 (129): 139−144.

Панкова Т.В. 2013. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т. 3: 3091–3095.

Петров П.К. Сабитова Н.Г. 2015. Модель формирование информационно-коммуникативных компетенций у студентов бакалавриата вуза. Современные проблемы науки и образования, 2−1: 454.

Позднякова Т.Ю. 2011. Педагогические условия эффективной подготовки студентов дизайнеров в области компьютерной графики. Омский научный вестник, 5 (101): 206−209.

Рыбалко Т.Г. 2008. Формирование лингво-информационной компетентности как лингвообразовательная инновация. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 6: 11–18.

Табачук Н.П., Малыхина О.А. 2021. Информационная компетенция студентов ВУЗА: исторические аспекты и современные тенденции развития. Современные проблемы науки и образования, 2. DOI: 10.17513/spno.30550

Тринитатская О.Г., Захарова Л.Г., Терещенко О.Ю. 2019. Современные информационные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагогических кадров в системе непрерывного образования. Мир науки. Педагогика и психология, 7(1): 50.

Яковенко Н.В., Комов И.В. 2016. Информационно-аналитическая компетентность как профессиональный компонент подготовки экологов-инженеров в условиях педагогического вуза. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология, 1: 75−79.


Abstract views: 109

Share

Published

2023-09-30

How to Cite

Nozdracheva, T. M., & Shcheglova, T. M. (2023). Digital Technologies in the Formation of Information and Professional Light Industry Specialist. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(3), 459-473. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473

Issue

Section

Pedagogics