Актуализация понятия fiesta в современных испаноязычных массмедиа

Авторы

  • Анна Оганесовна Оганесян Волгоградский государственный социально-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-546-555

Ключевые слова:

национальная языковая картина мира, глобализация, национально-культурные феномены, этноязыковая специфика, испаноязычные массмедиа, лингвокультурные особенности, фиеста

Аннотация

Своеобразие национально-культурных феноменов различных мировых лингвокультур, а также не ослабевающий интерес к ним со стороны мирового сообщества обусловлен особенностями этноязыкового сознания представителей той или иной лингвокультурры. К числу таких феноменов может быть отнесена испанская фиеста, выступающая компонентом этноязыкового сознания носителей испанского языка. Современный процесс глобализации нивелирует многие этноязыковые особенности, что находит отражение в языке. В связи с недостатком исследований в данной области автором рассмотрены изменения, происходящие в содержательном и концептуальном плане феномена fiesta на современном этапе развития испанского языка. Проанализированы значения данной лексической единицы, актуализируемые в современных испаноязычных массмедиа. По результатам исследования определено место феномена fiesta в испанской национально-языковой картине мира, определен его ценностный потенциал на современной стадии развития испанской лингвокультуры: выявлены компоненты значения анализируемой единицы, которые оказались «потеряны» или «отодвинуты» на второй план, а также значения, удельный вес которых показывает в настоящее время значительный рост. Показана динамика понятийного и ценностного планов феномена fiesta в период глобальных изменений, затрагивающих все сферы жизни и находящих отражение в языке. Сделан вывод о трансформации понятийного плана лексической единицы fiesta на современном этапе языкового развития, а также о частичной утере данной лексической единицей этноязыковой специфики.

Биография автора

Анна Оганесовна Оганесян, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

старший преподаватель кафедры романской филологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия.

Библиографические ссылки

Алефиренко Н.Ф. 2010. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. Москва, Флинта, Наука, 224 с.

Баландина Л.А., Ганина Е.В. 2016. Лингвистические аспекты глобализиции, Гуманитарные науки. Вестник финансового университета, 3(23): 73−84. DOI: 10.12737/18154

Болдырев Н.Н. 2017. Проблемы вербальной коммуникации в когнитивном контексте. Вопросы когнитивной лингвистики, 2: 5–14. DOI: 10.20916/1812-3228-2017-2-5-14

Вежбицкая А., Шмелев А.Д. 2001. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с англ. А.Д. Шмелева, А. Вежбицкой. Москва, Языки славянской культуры, 289 с. (Wierzbicka A. 1997. Understanding Cultures through their Key Words: English, Russian, Polish, German, Japanese. New York, Oxford University Press, 328 p.)

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. 2005. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Под ред. Ю.С. Степанова. Москва, Индрик, 1040 с.

Вишневская Г.М. 2018. Языковая глобализация и билингвизм: Status Quo. В кн.: Язык в глобальном контексте: современная языковая ситуация как следствие процесса глобализации. Сборник научных трудов. Под ред. В.В. Потапова, Е.А. Казак. Москва, Институт научной информации по общественным наукам РАН: 41−60.

Воркачев С.Г. 2017. Российская лингвокультурная концептология как научное направление. В кн.: Мир в языке и культуре. Сборник докладов XXVIII Осенней школы и XXVIII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26-28 августа 2017 г. Серия: Концептуальный и лингвальный миры. Выпуск 14. Под ред. М.В. Пименовой. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет: 5–14.

Гумбольдт В. 2000. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем., ред. Г.В. Рамишвили. Москва, Прогресс, 400 с.

Демьянков В.З. 2018. Когнитивная семантика. В кн.: Хрестоматия по общему языкознанию. Под ред. И.А. Цыбовой. Москва, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации МГИМО-Университет: 73−74.

Добросклонская Т.Г. 2014. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь). Москва, Флинта, 530 с.

Желтухина М.Р. 2010. Медиадискурс: структурная специфика. В кн.: Медиатекст: стратегии – функции – стиль. Под ред. Л.И. Гришаевой, А.Г. Пастухова, Т.В. Чернышовой. Орел, Орловский государственный институт искусств и культуры, 19−31.

Казак М.Ю. 2011. Медиатекст: сущностные и типологические свойства. Global Media Journal – Russian Edition, 2: 320–334.

Казаков Ю.В. 2001. На пути к профессионально-правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. М., Центр прикладной этики, 656 с.

Калашникова Л.В. 2018. Виртуализация языковой картины мира на примере повести К.С. Аксакова «Облако». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 1(29): 51–61. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-51-61

Кара-Мурза Е.С. 2017. Гипотеза «продвигающих» коммуникаций как макрообъекта медиалингвистики. В кн.: Медиалингвистика. Язык в координатах массмедиа. Материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 02–06 июля 2017 г.). Выпуск 6. Под ред. А.А. Малышева. Санкт-Петербург, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет: 296−297.

Карасик В.И. 2020. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции. Политическая лингвистика, 2(80): 25–34. DOI: 10.26170/pl20-02-02

Красных В.В. 1998. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М., Диалог-МГУ, 352 с.

Кубрякова Е.С. 2012. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. Серия: Разумное поведение и язык. Под ред. В. Ф. Новодрановой. М., Знак, 208 c.

Маслова В.А. 2018. Современная лингвистика – наука о человеке, его сознании, языке и культуре. Гуманитарный вектор, 13(1): 6–11. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-1-6-11

Пантелеева О.О. 2007. Этнокультурная специфика доминантных концептов, вербализованных в художественной картине мира Висенте Бласко Ибаньеса. Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 274 с.

Тамерьян Т.Ю. 2011. Модель мира в языке: проблемы двуязычного пространства. Под ред. Ю.Д. Каражаева. Владикавказ, Изд-во Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, 217 с.

Шайхитдинов Т.В., Шайхитдинова С.К. 2018. Медиатексты об исламе: «новый журнализм» vs социальная ответственность. Книга 1. Серия: “Ситуация человека” в пространстве коммуникаций. Под ред. И.М. Дзялошинского, А.М. Межведилова. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 216 с.

Шаронов Д.И. 2017. Границы как иллюзия: исторические перипетии «медиатизации». Историческая и социально-образовательная мысль, 9(6/1): 155−161. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-155-161

Хелал С.К.М. 2013. «Проблема Испании» и роман Висенте Бласко Ибаньеса «Кровь и песок». Автореф. … канд. филол. наук. Воронеж, 18 с.

Bobyreva E.V., Zheltuhina M.R., Dmitrieva O.A., Busygina M.V. 2018. Role and Place of Religious Consciousness in Culture Formation. In: Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). The International Scientific and Practical Conference (Volgograd, Russia, April 23-28, 2018). Eds. S. Cindori, O. Larouk, E.Yu. Malushko, L.N. Rebrina and N.L. Shamne. SHS Web Conf., Vol. 50, article 01035. DOI: 10.1051/shsconf/20185001035

Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Sidorova I.G., Shishkina E.V. 2019. Stereotype component in the structure of ethnocultural archetype (on Internet-Blogs). In: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Ed. D.K. Bataev. European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 58: 1716–1722. DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.02.200


Просмотров аннотации: 47

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Оганесян, А. О. (2023). Актуализация понятия fiesta в современных испаноязычных массмедиа. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3), 546-555. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-546-555

Выпуск

Раздел

Языкознание